Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
в присутствии представителя от заказчика - МБУ "Управление ЖКХ и Благоустройства" - ., представителя по доверенности;
в отсутствие представителей уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, заявителя - Депутата Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи информацию Депутата Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва (далее - Заявитель) о нарушении заказчиком - Муниципальным бюджетным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", уполномоченным органом - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии обратился Заявитель с информацией о нарушении заказчиком - Муниципальным бюджетным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", уполномоченным органом - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги по ул.Гражданская (от кольца по ул.Гражданская до ул.Социалистическая) (изв. N 0115200001120002025).
По мнению Заявителя, в заключенном контракте не установлено условие о казначейском сопровождении платежей, что нарушает требования Закона о контрактной системе и Федеральный закон от 02.12.2019 N380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик дополнительным соглашением N6 к Контракту, необоснованно изменил стоимость некоторых видов работ. А также в ЕИС отсутствует информация об исполнении этапов выполненных работ.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (субъекты контроля).
В подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе основаниями проведения внеплановой проверки являются:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи предписания.
Комиссией Чувашского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчиком, осуществляющим закупку, выступает Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства". Уполномовенным органом выступила - Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
16.11.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115200001120002025 о проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги по ул.Гражданская (от кольца по ул.Гражданская до ул.Социалистическая), с начальной (максимальной) ценой контракта 980 382 250,00 руб.
Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.
09.12.2020 между Заказчиком и Публичным акционерным обществом по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" заключен контракт N 0115200001120002025_83507 на выполнение работ реконструкция автомобильной дороги по ул.Гражданская (от кольца по ул.Гражданская до ул.Социалистическая) (далее - Контракт). Цена контракта составляет 980 382 250,00 руб.
Пунктом 5.2 Информационной карты документации об аукционе и разделом 14 Контракта предусмотрено банковское сопровождение контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон о федеральном бюджете) утверждены правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации.
Частью 2 статьи 5 Закона о федеральном бюджете установлено, что казначейскому сопровождению подлежат, в том числе, следующие целевые средства, направляемые в том числе на реализацию национальных проектов: авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более.
Аналогичные вышеуказанные требования установлены и в Федеральном законе от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Источник финансирования контракта - средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета г.Чебоксары, выделяемых по адресной инвестиционной программе.
Работы выполняются в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе не установлено условие о казначейском сопровождении контракта.
Так же, установлено, что для выплаты предусмотренного контрактном аванса, между Заказчиком и Публичным акционерным обществом по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" заключено дополнительное соглашение N1 от 16.12.2020 о внесении изменений в пункт 2.2 раздела 14 Контракта, на замену казначейского сопровождения авансового платежа по контракту.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не представил информацию и сведения, свидетельствующие о том, что на вышеуказанные бюджетные средства не распространяются требования законодательства Российской Федерации об обязательном казначейском сопровождения авансового платежа.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об аукционе условие о казначейском сопровождения контракта, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Наряду с вышеизложенным, Комиссией осуществлена проверка размещения заказчиком информации об исполнении контракта, по результатам которой нарушений части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе не выявлено.
Акты о приемке выполненных работ N1-1 и 1-2 от 15.11.2021 на сумму 37 994 740 руб. приняты заказчиком 17.11.2021 и размещены в ЕИС 19.11.2021.
Акты о приемке выполненных работ N2-1 и 2-2 от 01.12.2021 на сумму 18 872 905 руб. приняты заказчиком 01.12.2021 и размещены в ЕИС 01.12.2021.
Акт о приемке выполненных работ N3-1 от 03.12.2021 на сумму 5 829 601 руб. принят заказчиком 03.12.2021 и размещен в ЕИС 06.12.2021.
Кроме того, согласно части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, по смыслу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе вопросы в отношении определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителе), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, являются объектом контроля органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В рамках полномочий, определенных законодательством о контрактной системе антимонопольный орган, в части эффективности расходования бюджетных средств, контрольными функциями не наделен.
В своем обращении Заявитель ссылается на необоснованное изменение стоимости некоторых видов работ по контракту, что приводит к дополнительному расходованию бюджетных средств.
В связи с вышеизложенным, Чувашское УФАС России для проверки определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта закупки, направляет в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обращение Заявителя, для рассмотрения в рамках наделенных полномочий.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с тем, что между заказчиками и Публичным акционерным обществом по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" заключен контракт N 0115200001120002025_83507 со сроком исполнения до 31.12.2022, выдать предписание об устранении нарушения Комиссия не представляется возможным в связи с наличием обязательных правоотношений.
Исследовав представленные документы, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги по ул.Гражданская (от кольца по ул.Гражданская до ул.Социалистическая) (изв. N 0115200001120002025).
2. Направить настоящее решение в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в части рассмотрения довода 2 обращения Заявителя, в рамках наделенных полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22 декабря 2021 г. N 021/06/64-1291/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021