Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: Глаголевой Ирины Владимировны по доверенности от 12.11.2021 N 42юр/72/7778.1-08, Якименко Светланы Николаевны по доверенности от 15.11.2021 N 14ро/79/8839.1-08,
в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Шурко Натальи Федоровны (о дате, времени и месте рассмотрения индивидуальный предприниматель Шурко Наталья Федоровна уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/703 по обращению заказчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Шурко Наталье Федоровне (ИНН 272336317736) (далее - ИП Шурко Н.Ф.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 07.09.2021 N ГК/80/2021 (реестровый номер 1272117254621000039) на оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, заключенного по результатам закупки N 0122100004021000026,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Шурко Н.Ф. (ИНН 272336317736) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 07.09.2021 N ГК/80/2021 (реестровый номер 1272117254621000039) на оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, заключенного по результатам закупки N 0122100004021000026.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0122100004021000026 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 10.08.2021.
Объект закупки: оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства.
Начальная (максимальная) цена контракта: 500 000,00 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 20.08.2021.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства" (N извещения 0122100004021000026) от 19.08.2021 на участие в закупке подано четыре заявки (NN 91, 132, 4, 117), которые признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона "Оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства" (N извещения 0122100004021000026) от 25.08.2021, по результатам рассмотрения вторых частей заявок, победителем аукциона признано ИП Шурко Н.Ф. (заявка N 91) с ценовым предложением 6,52 рублей.
В силу ч. 1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
N п/п |
Наименование |
Ед. измерения |
Цена единицы услуги, руб. |
|
Уничтожение оргтехники (компьютер, принтеры, сотовые телефоны и т.д.) |
ед. |
1,95 |
|
Уничтожение бытовой техники (холодильники, микроволновки и т.д.) |
ед. |
1,95 |
|
Уничтожение товаров народного потребления (одежда, обувь и иное) |
кг |
0,07 |
|
Уничтожение мебели |
ед. |
2,22 |
|
Уничтожение сигарет |
кг |
0,05 |
|
Уничтожение полиграфической продукции (макулатура) |
кг |
0,05 |
|
Уничтожение изделий из резины, каучука |
кг |
0,07 |
|
Уничтожение рыболовецких сетей |
кг |
0,04 |
|
Уничтожение продуктов питания (не жидкие) |
кг |
0,04 |
|
Уничтожение полиграфической продукции (брезентовой) |
кг |
0,04 |
|
Уничтожение косметики, средств гигиены |
кг |
0,04 |
|
Итого: |
6,52 |
07.09.2021 между заказчиком и ИП Шурко Н.Ф. заключен государственный контракт N ГК/80/2021 (реестровый номер 1272117254621000039) на оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства (далее - Контракт).
Максимальное значение цены Контракта составляет 500 000,00 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, цена единиц услуг указана в Перечне цен единиц услуг (Таблица 1) (п. 3.1 Контракта):
В соответствии с п. 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется на условиях, установленных настоящим Контрактом и письменными поручениями Заказчика, оказать услуги по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства (далее - Услуги).
П. 1.2 Контракта установлено, что указанные в пункте 1.1 настоящего Контракта услуги включают в себя:
- прием и транспортировку имущества;
- погрузо-разгрузочные работы;
- осуществление хранения имущества до момента уничтожения;
- уничтожение имущества;
- осуществление фото и видеосъемки процесса приема имущества от Заказчика, уполномоченных органов, третьих лиц;
- перевес имущества по заданию Заказчика;
- осуществление беспрерывной видеосъемки всего технологического цикла/процесса уничтожения имущества, с обязательным и отчетливым отображением в видеоматериалах даты, времени и объема уничтожаемого на видеозаписи имущества;
- иные работы, связанные с исполнением Контракта.
В силу п. 1.3 Контракта Заказчику заранее неизвестен объем имущества, подлежащий уничтожению. Объем услуг, подлежащий уничтожению, определяется на основании заявок Заказчика, по мере необходимости. Наименование имущества, количество и его место нахождения указываются в заявке по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Контракту (далее - заявка).
Согласно образцу заявки в заявке указывается следующая информация:
N п/п |
Наименование имущества |
Кол-во |
Ед. изм. |
Место нахождения имущества |
Наименование документа об обращении имущества в собственность государства/иной документ, его N и дата |
|
|
|
|
|
|
Также согласно образцу заявки в течение 3 (трех) рабочих дней после даты оказания услуг по уничтожению имущества Исполнитель предоставляет Заказчику счет на оплату, счет-фактуру при наличии, акт приема-передачи имущества с приложением на бумажном/электронном носителе фото-видеоматериалов принятого имущества по каждой конкретной заявке Заказчика отдельно, акт приема-сдачи услуг в 2 (двух) экземплярах.
В соответствии с п. 1.4 Контракта перечень услуг, требования к качеству и другие исходные данные установлены в техническом задании (приложение N 3 к настоящему Контракту) и условиями Контракта.
Срок оказания услуг - в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня получения заявки Заказчика, но не позднее 10 декабря 2021 г. (п. 4.1 Контракта).
Согласно п. 5.1 Контракта услуги, оказанные Исполнителем, принимаются Заказчиком по мере исполнения каждой заявки Заказчика и оформляются актами приема-сдачи услуг.
В силу п. 11.1 Контракта настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента заключения Контракта и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, до 31.12.2021.
В соответствии с подп. 6.1.2. Контракта Заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков в пределах цены настоящего Контракта.
Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда (п. 9.1 Контракта).
В силу п. 9.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Материалами дела установлено, что в соответствии с п. 1.3 Контракта 20.09.2021 в адрес Исполнителя посредством электронной связи направлена заявка на оказание услуг по принятию и уничтожению имущества от 14.09.2021 N 79. Указанная заявка Исполнителем не исполнена в связи с тем, что, как следует из ответа ИП Шурко Н.Ф. (исх. от 29.10.2021 N 36), в заявке не указан точный адрес местонахождения имущества, а также хранитель. Согласно ответу ИП Шурко Н.Ф. (исх. от 29.10.2021 N 36), Исполнитель просит дать разъяснения по указанной заявке.
Позже в адрес Исполнителя направлены еще две заявки на оказание услуг по принятию и уничтожению имущества от 28.09.2021 NN 83, 85, которые также не исполнены.
15.11.2021 исх. N 7850.1-08 в адрес Исполнителя Заказчиком направлено письмо о том, что в соответствии с п. 6.4.7 Контракта исполнитель обязан обеспечивать своевременное получение (нарочным или посредством электронной связи, указанной в разделе 12 Контракта) от Заказчика письменных указаний и документов в течение 2 (двух) рабочих дней после даты поступления информации от Заказчика об их готовности к передаче, направленной посредством электронной почты, при этом Исполнитель считается уведомленным в случае направления посредством электронной почты - в момент отправки (подтверждением о получении признается отметка об отправке по электронной почте). Также, в соответствии с п. 6.4.21 Контракта, Исполнитель обязан письменно информировать Заказчика об указанных ниже обстоятельствах в течение 3 (трех) рабочих дней об обстоятельствах, препятствующих надлежащему исполнению условий настоящего Контракта и поручений Заказчика. Не исполнение ИП Шурко Н.Ф. условий контракта N ГК/80/2021 от 07.09.2021 является ненадлежащим исполнением государственного контракта N ГК/80/2021 от 07.09.2021. В письме исх. от 15.11.2021 N 7850.1-08 Заказчиком дано разъяснение на запрос Исполнителя от 29.10.2021 N 36.
По состоянию на 26.10.2021 Исполнитель не приступил к оказанию услуг по принятию и уничтожению имущества по заявкам заказчика, направленным в адрес исполнителя по электронной почте, а именно: заявка от 14.09.2021 N 79 направлена по электронной почте в адрес Исполнителя 20.09.2021, заявки от 28.09.2021 NN 83, 85 направлены по электронной почте в адрес Исполнителя 30.09.2021. Указанное явилось основанием для принятия заказчиком 26.10.2021 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, т.к. нарушение сроков исполнения Контракта является существенным условием Контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 26.10.2021 и в этот же день направлено в адрес Исполнителя Почтой России заказным письмом с уведомлением (исх. N 7489.1-08) (почтовый идентификатор N 80091864418359). Контракт расторгнут с 07.12.2021.
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 26.10.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.10.2021 размещено в ЕИС - 26.10.2021 (регистрационный номер 0122100004021000001)
Также, данное решение 26.10.2021 направлено заказчиком адрес ИП Шурко Н.Ф. заказным письмо с уведомлением (почтовый идентификатор N 80091864418359).
02.11.2021, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80091864418359, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.10.2021 возвращено отправителю по иным обстоятельствам (получено заказчиком).
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика.
В силу ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при невозможности получения подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, в данном случае это 26.11.2021.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст.193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта 07.12.2021.
По состоянию на 26.11.2021 услуги по принятию и уничтожению имущества по заявкам заказчика, соответствующие условиям государственного контракта, не исполнены.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Также в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
ИП Шурко Н.Ф. письменные объяснения в адрес Хабаровского УФАС России не представил, представитель ИП Шурко Н.Ф. в заседании комиссии, в том числе посредством ВКС, не участвовал.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Хабаровского УФАС России, материалы дела не свидетельствуют о добросовестном поведении ИП Шурко Н.Ф. при исполнении контракта, принятии им достаточных мер для надлежащего исполнения своих обязательств.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник (ИП Шурко Н.Ф.) самостоятельно просчитывает свои риски.
Материалами дела подтверждено, что на 26.10.2021 ИП Шурко Н.Ф. не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что ИП Шурко Н.Ф. не представил надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта, обоснования причин неисполнения, в материалы дела не представлены доказательства фактической компенсации заказчику убытков в виде уплаты неустойки (пени, штрафов).
Таким образом, ИП Шурко Н.Ф. допущено существенное нарушение условий государственного контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ИП Шурко Н.Ф. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ИП Шурко Н.Ф., обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления N1078 не установлено.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области в реестр недобросовестных поставщиков об индивидуальном предпринимателе Шурко Наталье Федоровне (ИНН 272336317736) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 07.09.2021 N ГК/80/2021 (реестровый номер 1272117254621000039) на оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, заключенного по результатам закупки N 0122100004021000026, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 декабря 2021 г. N РНП-503
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021