Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей от:
- заявителя - КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края - представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
- заказчика - КГКУ "Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом N16" - представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края и материалы дела N 027/06/69-1721/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - КГКУ "Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом N16" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению медицинских осмотров (извещение N0322200027121000024 от 28.11.2021).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы, как участника закупки, нарушены действиями аукционной комиссии заказчика, а именно: аукционной комиссией неправомерно признана соответствующей требованиям аукционной документации заявка ООО "Ванинский центр профосмотров".
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 00322200027121000024 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 28.11.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 92 250,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 28.11.2021.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 07.12.2021 23:59.
Дата проведения электронного аукциона: 09.12.2021.
Согласно извещению об осуществлении закупки к участникам закупки установлены следующие требования:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Лицензия на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") ИЛИ Выписка из реестра лицензий, предусмотренные Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Виды услуг, составляющих медицинскую деятельность: медицинские осмотры (предварительные, периодические);
2. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Дополнительная информация к требованию отсутствует.
Ограничения: не установлены.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 08.12.2021 N 0322200027121000024 на участие в торгах подано 2 заявки, допущенные к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.12.2021 N0322200027121000024 аукционная комиссия заказчика, рассмотрев поступившие заявки на участие в торгах, признала заявки соответствующими требованиям Федерального закона и аукционной документации. Заявка N 111065302 - ООО "Ванинский центр профосмотров" подана с ценовым предложением 87 637,50 руб., заявка N 110993828 - КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края подана с ценовым предложением 88 098,75 руб. Аукционной комиссией на основании ч.10 ст. 69 Закона о контрактной системе принято решение о заключении контракта с ООО "Ванинский центр профосмотров", которым предложена наиболее низкая цена контракта.
Не согласившись с указанным решением аукционной комиссии заказчика, КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой на действия заказчика.
В ходе проведения проверки Заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии считает действия аукционной комиссии правомерными, жалобу КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края необоснованной.
Изучив материалы дела N027/06/69-1721/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из положений ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статья 31 Закона о контрактной системе, устанавливая требования к участникам закупки, предусматривает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из положений ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, аукционная комиссия обязана проверить соответствие представленной заявки требованиям аукционной документации, так и соответствие участника аукциона требованиям, предъявляемым законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта.
В п. 10 части II "Информационная карта" аукционной документации установлен перечень документов, которых должны быть представлены в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе: Лицензия на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") ИЛИ Выписка из реестра лицензий, предусмотренные Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Частью III "Техническая часть" аукционной документации установлен перечень оказываемых услуг по проведению периодического медицинского осмотра (далее - Услуги):
N п/п |
Наименование услуг |
1 |
Услуга по проведению медицинского осмотра работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Код КТРУ 86.21.10.120-00000007) |
1.1 |
Периодический медицинский осмотр (женщин не старше 40 лет) в соответствии п. 25 раздела VI Приказа Минздрава России N 29н |
1.2 |
Периодический медицинский осмотр (женщин старше 40 лет) в соответствии п. 25 раздела VI Приказа Минздрава России N 29н |
Согласно п. 25 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить работнику, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с п. 46 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" деятельность по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) относится к медицинской деятельности, в связи с чем подлежит лицензированию.
Порядок проведения периодических медицинских осмотров установлен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Порядок N29н).
Согласно п. 3 Порядка N29н обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
В соответствии с п. 4 Порядка N29н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющими право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Периодичность и объем медицинских осмотров устанавливается в соответствии с приложением к настоящему Порядку. Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования (абз. 2, 3 п. 4 Порядка N29н).
В соответствии с п. 28 Порядка N29н врачебная комиссия медицинской организации на основании указанных в поименном списке вредных и (или) опасных производственных факторов или работ с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных документами, в том числе полученных с применением электронного обмена между медицинскими организациями, поступающему на работу, определяет необходимость участия в периодических осмотрах соответствующих врачей-специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований в соответствии с приложением с приложением к настоящему Порядку и приложением N 2 к настоящему Приказу.
Пунктом 31 Порядка N29н установлено, что при проведении периодических осмотров обследуемые лица в соответствии с периодичностью осмотров, указанной в пункте 18 настоящего Порядка, проходят (за исключением осмотров и исследований, результаты которых учтены в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка):
31.1. анкетирование в целях сбора анамнеза, выявления отягощенной наследственности, жалоб, симптомов, характерных для следующих неинфекционных заболеваний и состояний: стенокардии, перенесенной транзиторной ишемической атаки или острого нарушения мозгового кровообращения, хронической обструктивной болезни легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта, дорсопатий; определения факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, риска пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, характера питания, физической активности; 31.2. следующие исследования: расчет на основании антропометрии (измерение роста, массы тела, окружности талии) индекса массы тела, проводится для граждан в возрасте 18 лет и старше; общий анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, скорость оседания эритроцитов); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография в покое, проводится для граждан в возрасте 18 лет и старше; измерение артериального давления на периферических артериях, проводится для граждан в возрасте 18 лет и старше; определение уровня общего холестерина в крови (допускается использование экспресс-метода), проводится для граждан в возрасте 18 лет и старше; исследование уровня глюкозы в крови натощак (допускается использование экспресс-метода), проводится для граждан в возрасте 18 лет и старше; определение относительного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 18 до 40 лет включительно. Сердечно-сосудистый риск определяется по шкале сердечно-сосудистого риска SCORE, при этом у граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания атеросклеротического генеза, сахарный диабет второго типа и хроническое заболевание почек, уровень абсолютного сердечно-сосудистого риска по шкале риска SCORE не определяется и расценивается как очень высокий вне зависимости от показателей шкалы; определение абсолютного сердечно-сосудистого риска - у граждан в возрасте старше 40 лет; флюорография или рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая) для граждан в возрасте 18 лет и старше. Флюорография, рентгенография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года проводилась флюорография, рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки; измерение внутриглазного давления при прохождении периодического осмотра, начиная с 40 лет. 31.3. осмотр врача-терапевта, врача-невролога, врача-психиатра и врача-нарколога. 31.4. женщины - осмотр врачом - акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования, ультразвуковое исследование органов малого таза; женщины в возрасте старше 40 лет - маммографию обеих молочных желез в двух проекциях. Маммография не проводится, если в течение предшествующих 12 месяцев проводилась маммография или компьютерная томография молочных желез. Иные исследования и осмотры врачей-специалистов проводятся в случаях, установленных приложением к настоящему Порядку. При проведении периодического осмотра работников, контактирующих с веществами, отмеченными в приложении к настоящему Порядку знаками "А", "К", "Ф", "Р", к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются необходимые для проведения осмотра врачи-специалисты: для "А", "К" - врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог; для "Р" - врач-хирург. Для "К", "Ф" - проводится цифровая рентгенография легких в двух проекциях. |
Согласно п. 32 Порядка N29н периодический осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, в соответствии с приложением к настоящему Порядку, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации.
В случаях затруднения в оценке результатов осмотра и определении профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием работнику выдается справка о необходимости дополнительного медицинского обследования. Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, работник считается не прошедшим периодический осмотр с учетом выявленных заболеваний (состояний) и медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (абз. 2 п. 32 Порядка N29н).
Указанные в абзаце втором настоящего пункта дополнительные обследования не входят в медицинский осмотр и осуществляются в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан за счет средств обязательного медицинского страхования (абз. 3 п. 32 Порядка N29н).
Пунктом 33 Порядка N29н установлено, что по окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется Заключение по его результатам в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
Из приведенных положений Порядка N29н следует, что периодический медицинский осмотр считается оконченным с момента оформления Заключения по его результатам.
При этом в силу прямого указания п. 4 Порядка N29н периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющей право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Следовательно, для целей проведения периодического медицинского осмотра медицинская организация должна обладать правом на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров,
Обследования врачей специалистов, а также медицинские услуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике и других видах деятельности, поименованных в аукционной документации входят в состав обследований, проводимых при проведении периодических медицинских осмотров в соответствии с Порядком N29н и не являются самостоятельным предметом закупки.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, частью II "Информационная карта" аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") или выписка из реестра лицензий, предусмотренные Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Виды услуг, составляющих медицинскую деятельность: медицинские осмотры (предварительные, периодические).
Согласно части III "Техническая часть" аукционной документации обследования врачами-специалистами, лабораторная, ультразвуковая диагностика и другие виды деятельности входят в состав обследований при периодических медосмотрах. Таким образом, они не являются самостоятельным предметом закупки и, соответственно, требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на отдельный вид оказываемой услуги будет излишним требованием.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2021 N307-ЭС21-16017).
Участником закупки ООО "Ванинский центр профосмотров" предоставлена в составе заявки действующая лицензия на оказание медицинской деятельности с указанием вида работ (услуг): работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) NЛ-27-01-002978 от 21.08.2020.
Следовательно, установив, что участником закупки - ООО "Ванинский центр профосмотров" представлена лицензия NЛ-27-01-002978 от 21.08.2020, содержащая лицензированный вид деятельности по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических), аукционная комиссия Заказчика, проверив заявку на соответствие требованиям аукционной документации на основании ст. 69 Закона о контрактной системе, обоснованно пришла к выводу о признания ее соответствующей требованиям.
Таким образом, жалоба Заявителя подлежит признанию необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края на действия заказчика - КГКУ "Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом N16" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению медицинских осмотров (извещение N0322200027121000024 от 28.11.2021) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 декабря 2021 г. N 7-1/609
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021