Резолютивная часть объявлена 20.12.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 23.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н.. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Нуралиева З.Т. по доверенности N 10/1 от 10.12.2021, Сивоконь С.С. по доверенности N 10/1 от 10.12.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Андроник Г.А. по доверенности N 3450 от 17.12.2021,
рассмотрев жалобу ООО "ДагИнтерфуд" (ИНН: 0570003476; ОГРН: 1100570003082) от 13.12.2021 N12747-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская детская поликлиника", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания для детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200027721000059) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ДагИнтерфуд" (ИНН: 0570003476; ОГРН: 1100570003082) от 13.12.2021 N12747-ЭП/21, на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания для детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200027721000059).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Предметом закупки, в том числе является: "Сухой молочный или молокосодержащий напиток (смесь) для детей старше 12 месяцев".
На товарных рынках отсутствует детская молочная продукция, имеющая в своих регистрационных документах наименование - напиток (смесь).
Продукт может быть зарегистрирован как смесь или как напиток, но не как сочетание и того и другого.
Заказчик своим описанием объекта закупки не дает потенциальным участникам рынка понять, что именно ему необходимо.
2. В приложении N12 пункте N9 Заказчиком указаны показатели пищевой ценности для идентификации молокосодержащих напитков. В нем предъявлены требования только к: белкам, жирам, углеводам и кальцию. Заказчик применил требование к показателям и что более важно его количественным (максимальным и минимальным) значениям - необоснованно.
3. Заказчиком в техническом задании установлено требование к закупаемой продукции: - "Срок годности Товара, установленный заводом - изготовителем - не менее 18 месяцев.
При этом в проекте контракта п.3.3.3. заказчик установил требование к остаточному сроку гости поставляемого товара - "Поставить товар с остаточным сроком годности, на дату поставки товара не менее 12 (двенадцати) месяцев, от срока, установленного изготовителем, на дату подписания товарно-транспортной накладной на поставленный товар (партию товара).".
Таким образом, не понятно, с какой целью заказчика интересует максимальный срок годности закупаемой продукции и более того почему это является одним из критериев и требований описания объекта закупки.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
п.1 - в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
п.2 - использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Федеральный закон N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" закрепляет, что на государственном уровне устанавливаются только обязательные требования по безопасности, но не регламентируются требования по достижению определенного уровня качества продукции, ее потребительских свойств. С одной стороны, это создает возможность повышать требования к продукции, с другой - использовать уже достигнутый уровень качества как инструмент конкурентной борьбы между производителями.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заявитель указывает, что продукт может быть зарегистрирован как смесь или как напиток, но не как сочетание и того и другого.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г.N 67), согласно подпункта "б" пункта 2 статьи I "Область применения" - распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, в том числе и на - продукцию детского питания на молочной основе для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше), адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста;
Согласно пункта 5 статьи II "Основные понятия" ТР ТС 033/2013 - для целей применения настоящего технического регламента используются понятия, установленные техническим регламентом ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, а также следующие понятия и их определения, среди которых дано понятие, что такое:
Согласно Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880), в статье 4 даны определения, согласно которым:
- адаптированные молочные смеси (заменители женского молока) - пищевая продукция для детского питания для детей раннего возраста, произведенная в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и максимально приближенная по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии;
- начальные молочные смеси - адаптированные (максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку) или частично адаптированные (частично приближенные по химическому составу к женскому молоку) смеси, произведенные на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и предназначенные для вскармливания детей с первых дней жизни до шести месяцев;
- пищевая продукция для детского питания - специализированная пищевая продукция, предназначенная для детского питания для детей (для детей раннего возраста от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет, детей школьного возраста от 6 лет и старше), отвечающая соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющая вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
- последующие молочные смеси - адаптированные (максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку) или частично адаптированные (частично приближенные по химическому составу к женскому молоку) смеси, произведенные на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и предназначенные для питания детей в возрасте старше шести месяцев в сочетании с продуктами прикорма;
Исходя из данный определений в ТР ТС 021/2011, детское питание раннего возраста делится на адаптированные молочные смеси (для детей первого года жизни), начальные молочные смеси (для детей с первых дней жизни до шести месяцев) и последующие молочные смеси (для питания детей в возрасте старше шести месяцев), то есть старше 6 месяцев до 3 лет, так как согласно ТР ТС 021/2011 ранний возраста до 3 лет.
В пункте 5 статьи II "Основные понятия" ТР ТС 033/2013 - даны понятия с целью их определения, среди которых даны следующие понятие, а именно:
- продукция детского питания на молочной основе - пищевая продукция для детского питания (за исключением сухих и жидких молочных смесей, молочных напитков и молочных каш), произведенная из молока сельскохозяйственных животных с добавлением или без добавления продуктов переработки молока и (или) составных частей молока, а также с добавлением или без добавления немолочных компонентов в количестве не более 50 процентов от общей массы готового продукта;
- сухие кисломолочные смеси для питания детей раннего возраста - молочная продукция для питания детей раннего возраста, произведенная в соответствии с технологией производства кисломолочных продуктов, приводящей к снижению показателя активной кислотности (pH) и коагуляции белков молока с использованием заквасочных микроорганизмов (без использования органических кислот), с последующим добавлением или без добавления в сухую смесь живых заквасочных микроорганизмов в количестве, установленном в приложении N 2 к настоящему техническому регламенту;
- сухие молочные напитки для питания детей раннего возраста - молочная продукция для питания детей раннего возраста, произведенная из коровьего молока и (или) молочных продуктов с добавлением или без добавления немолочных компонентов с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее 15 процентов и отвечающая физиологическим потребностям детей раннего возраста.
Во всех вышеуказанных нормативных документах "ранний возраст" установлен от 0 до 3 лет, который также делится на возраст: от 0 (рождения) до 6 месяцев, с 6 месяцев до 12 месяцев (до 1 года), и старше 12 месяцев (старше года) до 3 лет.
Согласно письма Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 года N 15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 года N 01/10674-1-23 следует, отклонение от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей заменителей женского молока, последующих адаптированных смесей допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых требований.
Из указанного письма Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора также следует, что сухие молочные смеси, имеющие один и тот же состав, но различные показатели содержания пищевых веществ, могут применятся при одних и тех же показаниях к применению в одной возрастной группе при условии, что величины этих показателей будут находится в пределах значений, установленных Едиными требованиями и Техническим регламентом.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к мнению, что производители детского питания для детей раннего возраста старше 12 месяцев (старше года) до 3 лет, могут назвать свой товар как "Смесь" так и "Напиток", для Заказчика важны показатели содержания пищевых веществ и возрастная группа их применения, по этому в Техническом задании Заказчиком указан товар как "молочный или молокосодержащий напиток (смесь) для детей старше 12 месяцев, где указаны показатели для данной возрастной группы в строгом соответствии с ТР ТС 033/013, но при этом Заказчик не ограничивает участников у которых может быть товар с названием "Смесь", с показателями для детей возраста старше 12 месяцев (старше года) и соответствующих требованию Технического задания.
Довод является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
п.1 - в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
п.2 - использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Федеральный закон N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" закрепляет, что на государственном уровне устанавливаются только обязательные требования по безопасности, но не регламентируются требования по достижению определенного уровня качества продукции, ее потребительских свойств. С одной стороны, это создает возможность повышать требования к продукции, с другой - использовать уже достигнутый уровень качества как инструмент конкурентной борьбы между производителями.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заявитель указывает, что в приложении N12 пункте N9 Заказчиком указаны показатели пищевой ценности для идентификации молокосодержащих напитков. В нем предъявлены требования только к: белкам, жирам, углеводам и кальцию. Заказчик применил требование к показателям и что более важно его количественным (максимальным и минимальным) значениям - необоснованно.
Требования к продуктам детского питания на молочной основе, в техническом задание Заказчиком установлены в строгом соответствии с установленными показателями и терминами с приложениями N 12 и N 14 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. N 67), а именно приложение N 12 и N 14.
Для молочных напитков (смесей) для питания детей старше 6 месяцев пунктом 9 Приложения N 12 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013) установлены критерии идентификации, а именно:
Белок, г. - не менее -1,8; Жир, г. - не менее 1 г. и не более 4г.; Углеводы, г. - не более 12 г., в том числе в том числе сахароза*(5), г. - не более 6 г.; Кальций, мг., не менее 90 мг. и не более 240 мг.
Максимальные и (или) минимальные значения указанных показателей, были установлены Заказчиком в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013), с одной стороны, так и с учетом потребностей Заказчика, с другой стороны.
Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В связи с чем, именно потребность Заказчика в целях выполнения закрепленных за ним функций и полномочий является определяющим фактором.
В соответствии с п. 4 Правил - Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п.5 Правил использования каталога, в случае если описание объекта закупки по КТРУ недостаточно для заказчика, Заказчик имеет право дополнить описание объекта закупки.
На основание пункта 7 вышеуказанных Правил, использование каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
На заседание комиссии по рассмотрению жалобу Заказчиком представлены письменные пояснения, из которых следует:
По вопросу включения в Техническое задание диапазона значений, а именно - основных физико-химических показателей (приложение N 12 к ТР ТС 033/2013) таких как: белки, жиры, углеводы, такие как именно эти значения имеют более важную роль в развитии ребёнка в раннем возрасте, так как:
Жир - для ребенка в период быстрого роста и развития - источник энергии и жирных кислот, необходимых для построения клеточных мембран. Особое значение для организма человека имеют такие ПНЖК как линолевая, линоленовая, являющиеся структурными элементами клеточных мембран и обеспечивающие нормальное развитие, и адаптацию организма человека к неблагоприятным факторам окружающей среды. ПНЖК являются предшественниками образующихся из них биорегуляторов - эйкозаноидов. Содержание жира в среднем диапазоне в смеси для детей первого и второго полугодия учитывает потребности и физиологические особенности ферментативной системы ребенка.
Углеводы - повышенное значение углеводной фракции компенсирует энергетическую потребность растущего организма, являясь легкоусвояемым компонентом питания, что так же приближает адаптированную молочную смесь к составу грудного молока. Углеводы, в частности лактоза выполняют пребиотическую функцию при нормализации флоры кишечника, что способствует профилактике дисфункций ЖКТ и улучшает усвояемость смеси. Углеводный компонент неотъемлемая часть в профилактике дисбактериоза кишечника у детей раннего возраста, который в последствии оказывает пагубное влияние на формирование иммунного статуса ребенка. Так как заказчик не выносит дополнительным требованием наличие пребиотиков в составе смесей, то увеличение значений углеводного компонента логически обоснованно.
Белок - грудное молоко является ведущим постнатальным фактором метаболического программирования здоровья ребенка. Показан протективный эффект грудного молока на первом году жизни в отношении риска развития ожирения в возрасте 4 лет. Однако высокая скорость роста детей на протяжении раннего возраста, независимо от характера вскармливания, существенно повышает риск развития ожирения (Ekelund, 2007). Преимущества грудного вскармливания могут также нивелироваться в случае неадекватного питания ребенка в более старшем возрасте. Ключевое влияние на динамику массо-ростовых показателей детей раннего возраста оказывает количество потребления белка. Его избыточное поступление активирует сигнальные белковые молекулы (такие как mTOR), контролирующие пролиферацию клеток и гомеостаз, что приводит к гипертрофическому росту адипоцитов и ожирению. Повышение концентрации инсулиногенных аминокислот с разветвленной цепью стимулирует выработку инсулина и развитие инсулинорезистентности, которая также ведет к накоплению избыточной массы тела и увеличивает риск формирования сахарного диабета 2-го типа. Относительно низкое количество белка в женском молоке является одним из факторов, профилактирующих детское ожирение. Также на фоне грудного вскармливания у здоровых детей реализуются механизмы саморегуляции потребления грудного молока. При смешанном и искусственном вскармливании важную роль играет нутриентный состав детского питания, и в первую очередь белковый компонент. В последние годы наблюдается тенденция к его снижению, при этом особое внимание уделяется качественному составу - максимальному приближению к грудному молоку по содержанию аминокислот и клинически доказанной эффективности продукта. В виду этого сужение диапазона содержания белка в детском питании, в соответствии с возрастной группой, является обоснованным.
Кроме того, во исполнении пункта 4.1.6. Порядка безотказного обеспечения медицинскими организациями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бесплатным полноценным питанием детей в возрасте до трех лет, утверждённого приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 953 от 30.06.2021 г., который обязывает Заказчика иметь в наличии ассортимент детского питания, позволяющего осуществлять подбор питания с учетом индивидуальных особенностей детей (не менее трех наименований).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к мнению, что Заказчик применил требование к показателям и их количественным (максимальным и минимальным) значениям исходя исключительно из своих потребностей и специфики медицинского учреждения.
Довод является необоснованным.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Технического задания Заказчиком установлено требование: срок годности Товара, установленный заводом - изготовителем - не менее 18 месяцев.
При этом в проекте контракта п.3.3.3. заказчик установил требование к остаточному сроку гости поставляемого товара - "Поставить товар с остаточным сроком годности, на дату поставки товара не менее 12 (двенадцати) месяцев, от срока, установленного изготовителем, на дату подписания товарно-транспортной накладной на поставленный товар (партию товара)".
Согласно части 2 статьи 472 Гражданского Кодекса Российской Федерации товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
Комиссия Управления считает, установление остаточного срока годности товара не менее 12 месяцев объективной потребностью Заказчика, Заявитель также не оспаривает данную характеристику, вместе с тем, характеристика срок годности товара не менее 18 месяцев не согласуется с потребностью Заказчика.
Комиссия Управления полагает, что, в случае, если товар на дату поставки обладает остаточным сроком годности не менее 12 месяцев от срока, установленного изготовителем, то такой товар полностью отвечает запросу Заказчика и срок годности товара в общем (за исключением остаточного срока годности) не имеет значения.
Таким образом, довод Заявителя жалобы является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО "ДагИнтерфуд" (ИНН: 0570003476; ОГРН: 1100570003082) от 13.12.2021 N12747-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДагИнтерфуд" (ИНН: 0570003476; ОГРН: 1100570003082) от 13.12.2021 N12747-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская детская поликлиника", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания для детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200027721000059) частично обоснованной (третий довод является обоснованным).
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская детская поликлиника" нарушение положений части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская детская поликлиника" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 декабря 2021 г. N 12747-ЭП/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021