Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "БИК" на положение документации открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБОУ "Залесская начальная общеобразовательная школа" (номер извещения: 0157300021021000259), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
16.11.2021 Уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБОУ "Залесская начальная общеобразовательная школа" (номер извещения: 0157300021021000259).
Извещение N 0157300021021000259 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 16.11.2021 12:22.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 789 020,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 10.12.2021 08:00.
Оператор электронной площадки ЭТП Газпромбанк.
08.12.2021 (вх. N1206-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 15.12.2021 года в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 1206-з от 08.12.2021).
1. В действиях заказчика, уполномоченного органа содержится нарушения п. 3 ч. 16 ст. 108 Закона о контрактной системе, выразившиеся во включении в конкурсную документацию, указании при формировании на официальном сайте извещения о проведения открытого конкурса в электронной форме, ненадлежащего размера обеспечения исполнения энергосервисного контракта.
2. Заказчик не установил критерий оценки заявок в конкурсной документации.
3. Условия Технического задания противоречат условиям проекта контракта, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и не дает возможности сформировать корректное предложение.
4. В документации отсутствуют условия предусмотренные Постановлением N636.
5. Пункт 17.2 проекта контракта не соответствует конкурсной документации, так как заказчиком не установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
6. Требования к составу мероприятий в проекте контракта и техническом задании противоречат друг другу.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N б/н от 14.12.2021 года и б/н от 13.12.2021 года, в материалах дела):
1-6. Действия Заказчика были направлены на энергосбережение. Возможно из-за отсутствия опыта, что-то в нашей документации не совсем корректно.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. В соответствии с частью 16 статьи 108 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:
1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителем по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с извещением N 0157300021021000259 объектом закупки является выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБОУ "Залесская начальная общеобразовательная школа".
Согласно пункту 23 информационной карты размер обеспечения исполнения контракта: 5,00% от начальной максимальной цены контракта (139 451,00 рублей).
В соответствии с обоснованием НМЦК максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен Исполнителю по контракту, составляет - 2 219 351,79 рублей.
При изучении документации Комиссия установила, что согласно предмету контракта и обоснованию расчета НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять 110 967,59 рублей при определении его в размере 5 %.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является обоснованным.
2. В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее постановление N 1085) утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 4 Постановления Правительства N 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно разделу 6 инструкции для участников закупки установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев.
В соответствии с пунктом 6.1. единая комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе на основе следующих критериев:
а) стоимостные критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (значимость критерия оценки 60 %, коэффициент значимости критерия оценки- 0,60);
б) нестоимостные критерии оценки:
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. (значимость критерия оценки - 40%, коэффициент значимости критерия оценки 0,40).
- показатели критериев:
Таблица N1
N п/п |
Наименование критериев оценки заявок на участие в конкурсе (предмет оценки и показатель по критерию) |
Значимость критериев оценки для определения победителей по каждому критерию оценки, в % |
Коэффициент значимости критерия оценки |
Стоимостные критерии оценки | |||
1. |
Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту (далее - Предложение о сумме- Приложение N 1 к информационной карте). |
60 |
0,60 |
Нестоимостные критерии оценки | |||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наличие у участника закупки (с учетом правопреемства в случае реорганизации) опыта по успешному исполнению: - энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии |
40 |
0,40 |
Итого: |
100 |
1 |
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в конкурсной документации установлены критерии оценки заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Относительно довода о том, что условия Технического задания противоречат условиям проекта контракта, в части указания единицы измерения продолжительности периода достижения долей размера экономии Комиссия Псковского УФАС считать следующее.
Согласно доводу Заявителя в соответствии с пунктом 6 Технического задания, продолжительность периода достижения долей размера экономии указана как 1 квартал, а в соответствии с пунктом 5.5 проекта контракта за расчетный период (период достижения доли размера экономии) принимается полный календарный месяц и в Приложении N4 к проекту контракта плановые показатели экономии также указаны помесячно, а не поквартально.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа на рассмотрении пояснили, что периода достижения долей размера экономии будет исчисляться в кварталах, указание периода по месяцам установлено в проекте контракта ошибочно.
Таким образом, техническая ошибка, попущенная Заказчиком в проекте контракта, не дала преимуществ для участников закупки, соответственно не повлияло на определение победителя.
4. Согласно части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" приложением N 1 установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта) (далее - Постановление N 636).
Согласно извещению N 0157300021021000259 объектом закупки является выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБОУ "Залесская начальная общеобразовательная школа".
В соответствии с предметом закупки и конкурсной документации, данная закупка осуществляется на обеспечение энергоэффективности, повышение энергетической эффективности энергетических ресурсов.
Соответственно в проекте контракта должны быть установлены требования в соответствии с Постановлением N 636.
Изучив конкурсную документацию, комиссия Псковского УФАС установила, что требования утвержденные Постановлением N 636 в проекте контракта отсутствуют.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 19 статьи 108 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является обоснованным.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Изучив конкурсную документацию комиссия Псковского УФАС установила, что извещением N 0157300021021000259 не установлено преимущество для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Пунктом 17.1. проекта контракта установлено, что Подрядчик может быть полностью освобожден от обязанности предоставления обеспечения исполнения контракта (в т. ч. с учетом антидемпинговых мер) при условии предоставления до заключения контракта информации из реестра контрактов, подтверждающей исполнение им в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше, чем НМЦК данной закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 и часть 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является обоснованным.
6. Согласно части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Постановлением N 636 в приложении N 1 установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта).
Согласно пункту 1 приложения N 1 Постановления N 636 наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.
При изучении конкурсной документации комиссией установлено следующее:
Согласно пункту 8 Технического задания в состав мероприятий должны входить мероприятия: |
Согласно приложению Приложение N1 к проекту контракта "Перечень энергосберегающих мероприятий" состоит из: |
- проектирование, монтаж, пуско-наладка пеллетной котельной - обеспечение своими силами эксплуатации пеллетной котельной на весь срок действия договора - несение всех расходов, связанных с эксплуатацией котельной - обеспечение гарантийных обязательств в течении 12 месяцев после окончания срока действия энергосервисного контракта. |
- перевод Объекта энергосервиса на автономное отопление, путем установки пеллетной котельной - строительство склада для хранения топлива для котельной - приобретение топлива (пеллеты) для нужд отопления Объекта и эксплуатация автономной котельной - ежегодное проведение опрессовки и промывки внутренней отопительной системы в здании детского сада-школы. |
Таким образом, перечень энергосберегающих мероприятий сформированный Заказчиком не соответствует пункту 1 Постановления N 636, что указывает на нарушение части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является обоснованным.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БИК" частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части пункта 3 части 16, части 19 статьи 108, части 1 статьи 34 и части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса и внесение изменений в конкурсную документацию с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в отношении виновного должностного лица Заказчика и членов аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 20 декабря 2021 г. N 060/06/108-713/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021