Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "АСД-ПРОЕКТ" на положение документации электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий на реконструкцию объектов больничного комплекса Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области "Гдовская районная больница" (идентификационный номер: 1401-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001370), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09.12.2021 Уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий на реконструкцию объектов больничного комплекса Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области "Гдовская районная больница" (идентификационный номер: 1401-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001370).
Извещение N 0157200000321001370 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.12.2021 15:50.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 127 823,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 17.12.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
13.12.2021 (вх. N1217-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 13.12.2021 года в 14 часов 10 минут с учетом объявленного перерыва в 11 часов 00 минут, в связи с необходимостью предоставления Заказчиком дополнительной информации.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N1217-з от 13.12.2021 г.).
1. Требование Заказчика об установлении срока окончания работ вне зависимости от даты начала работ нарушает временные нормы на инженерные изыскания, проектные работы согласно СП 47.13330.2016, СП 47.13330.2016, а также в совокупности выходят за рамки сроков необходимых для Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
2. Требования заказчика указанное в п. 1.2. Инструкции для участников Закупки: "В отношении участников аукциона устанавливаются дополнительные требования в отношении наличия опыта работы, связанного с предметом контракта: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий." приводит к ограничению конкуренции, т.к. от участника требуется представить единый договор, исполненный и на инженерные изыскания и на проектные работы.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N КЗ-21-285 от 16.12.2021 года, N ЗД-02-4276 от 17.12.2021 года и дополнительные пояснения N б/н от 20.12.2021 года в материалах дела):
1. Установленные Заказчиком сроки выполнения работ не нарушают положения Закона о контрактной системе и отвечают принципу эффективного расходования бюджетных средств.
2. Установленное в документации о закупке требование о наличии у участников аукциона опыта работы, связанного с предметом контракта, а именно опыта работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, соответствует нормам действующего законодательства и в равной мере предъявляется ко всем участникам закупок, не ограничивая конкуренцию.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно извещению N 0157200000321001370 объектом закупки являются работы по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий на реконструкцию объектов больничного комплекса Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области "Гдовская районная больница".
Согласно пункту 3.1. контракта календарные сроки выполнения работ с момента подписания контракта до 31 марта 2022 года (с учетом получения положительного заключения Государственной экспертизы).
В силу части 1 и 2 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа, установленные сроки выполнения работ не нарушают положения Закона о контрактной системе и отвечают принципу эффективного расходования бюджетных средств.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления срока выполнения работ не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 вышеуказанной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), приложением N 1 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг.
Объектом закупки являются работы по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий на реконструкцию объектов больничного комплекса Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области "Гдовская районная больница" (идентификационный номер: 1401-А-ГЗ) с НМЦК 11 127 823,00 рублей.
Согласно пункту 2(7) Постановления N 99 к участнику закупки, предметом которого является выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, установлены следующие дополнительные требования:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссия установила, что извещением N 0157200000321001370 установлено дополнительное требование для участников закупки в соответствии с пунктом 2(7) Постановления N 99.
Изучив аукционную документацию Комиссия установила, что пунктом 1.2. Инструкции для участников закупки, установлены дополнительные требования в отношении наличия опыта работы, связанного с предметом контракта: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, согласно инструкции для участников закупки, участники закупки для подтверждения опыта должны предоставить один договор на выполнение работ и по подготовке проектной документации, и по выполнению инженерных изысканий, однако пунктом 2(7) постановления установлено требование о наличии одного контракта (договора) на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.
Согласно дополнительным пояснениям Заказчика, задание на закупку передается уполномоченному органу по средством внутренней системы документооборота, далее при формировании извещения уполномоченным органом уточняется формулировка указанного требования в соответствии с объектом закупки.
Представитель Уполномоченного органа при рассмотрении пояснил, что после получения задания от Заказчика, он конкретизирует требования к участникам закупки о наличии опыта в соответствии предметом закупки, при этом норму Закона о контрактной системе в соответствии с которой это является правом (обязанностью) уполномоченного органа, не указал.
В соответствии с заданием направленным и составленным Заказчиком, требование к участникам закупки установлено в соответствии с пунктом 2(7) Постановления N 99.
Предоставление участником спорной закупки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным действующей редакцией Постановления N 99, не исключает обязанности уполномоченного органа надлежащим образом устанавливать требования в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, действия Уполномоченного органа, установившего дополнительное требование для участников закупки в нарушении пункта 2(7) Постановления N 99, является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Выявленное в действиях Уполномоченного органа нарушение является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСД-ПРОЕКТ" частично обоснованной.
2. Установить в действиях Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 2(7) Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения аукциона и внесение изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 декабря 2021 г. N 060/06/69-732/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021