Резолютивная часть решения оглашена "20" декабря 2021 г.
В полном объеме решение изготовлено "23" декабря 2021 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены:
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии:
представителей МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" -
ИП (далее - Предприниматель, Подрядчик),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 03.12.2021 от исполнения контракта от 30.07.2021 N 09/21 на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Капитальный ремонт муниципальных помещений (перепланировка и переустройство помещения N23 по пр. Школьному-1, д.9), заключенного с ИП,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" (вх. от 14.12.2021 N 9079) о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с принятым Заказчиком решением об одностороннем отказе от 03.12.2021 от исполнения муниципального контракта от 30.07.2021 N 09/21 на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Капитальный ремонт муниципальных помещений (перепланировка и переустройство помещения N23 по пр. Школьному-1, д.9)".
Заказчик сообщил об обстоятельствах неисполнения ИП заключенного контракта от 30.07.2021 N 09/21 и обоснования причин расторжения контракта, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 13.5, п. 13.6 контракта, Заказчик 03.12.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое направлено Предпринимателю и размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.07.2021 N 09/21 на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Капитальный ремонт муниципальных помещений (перепланировка и переустройство помещения N23 по пр. Школьному-1, д.9) с ИП установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164300016521000520 МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" 30.07.2021 заключило муниципальный контракт на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Капитальный ремонт муниципальных помещений (перепланировка и переустройство помещения N23 по пр. Школьному-1, д.9)" с ИП на сумму 970 048 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить подрядные (строительные) работы для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Капитальный ремонт муниципальных помещений (перепланировка и переустройство помещения N23 по пр. Школьному-1, д.9)" и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика".
Пунктом 1.2 контракта установлено, в том числе, следующее: "Виды и объем выполняемых работ, указанных в пункте 1.1. настоящего Контракта: согласно сметной документации, проектной документации (приложения N 3-4 к Контракту)".
Согласно пункту 4.1 контракта: место выполнения работ - город Тамбов, проезд Школьный-1, д. 9, помещение N23.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта установлено следующее: "Срок выполнения работ:
- начало выполнения работ: с момента заключения Контракта;
- общий срок выполнения работ: 85 календарных дней, включая сдачу-приемку работ:
- срок выполнения работ Подрядчиком: 60 календарных дней с момента заключения Контракта;
- итоговая приемка работ Заказчиком: 25 календарных дней, включая устранение Подрядчиком замечаний, выявленных в ходе приемки работ Заказчиком".
Пунктом 4.3 контракта установлено: "Дата окончания работ, определяемая исходя из пункта 4.2 настоящего Контракта, является исходной для определения имущественных санкций в случае нарушения сроков выполнения работ".
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что работы в установленный контрактном срок Подрядчиком не выполнены.
ИП был направлен Заказчику план выполнения работ, в котором указано: срок выполнения демонтажных работ с 03.08.2021 по 06.08.2021; срок выполнения малярно-штукатурных работ с 05.08.2021 по 18.08.2021; срок выполнения электрики и сантехнических работ с 10.08.2021 по 20.08.2021; срок выполнения монтажа входной группы с 18.08.2021 по 30.08.2021.
ИП также направлен график производства работ, в соответствии с которым дата окончания работ - 30.08.2021.
27.08.2021 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 15), в котором просил для изготовления пандуса заменить рифленую сталь толщиной 5 мм. на лист просечно-вытяжной 506.
03.09.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо (исх. N 1166), в котором отказал в указанной в замене и указал на необходимость выполнения работ согласно проектно-сметной документации на данный объект.
20.09.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо (исх. N 1202), в котором уведомил, что срок выполнения работ подрядчиком истекает 28.09.2021, а итоговая приемка работ Заказчиком осуществляется с 29.09.2021 по 23.10.2021.
27.09.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо (исх. N 1236) с просьбой сообщить причину приостановки выполнения строительно-монтажных работ и предоставить скорректированный план-график производства работ, на что ИП сообщил, что причина остановки заключается в нехватке материала (письмо от 28.09.2021 N 20). Также сообщил, что металлопрокат поставщик должен поставить до 15.10.2021.
В последующем ИП направлял в адрес Заказчика два графика производства работ, в соответствии с которыми датами окончания работ являются 30.09.2021 и 15.11.2021.
10.11.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо (N 1396) с просьбой предоставить откорректированный график производства работ и сообщить срок окончания работ.
ИП был направлен график производства с датой окончания работ 05.12.2021.
Вместе с тем, работы в установленный срок не были выполнены в полном объеме.
На рассмотрение дела ИП представил письменные пояснения (вх. от 17.12.2021 N 9207), в которых пояснил, что договор от 30.07.2021 N 09/21 выполнен на 90%. Предприниматель обращался к Заказчику о закрытии акта о приемке выполненных работ (КС-2) для получения денежных средств, однако авансовый платеж был выплачен с опозданием. Также пояснил, что установить пожарную сигнализацию временно невозможно из-за отсутствия лицензированных компаний, которые могут выполнить работу только в январе 2022.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заказчика сообщили, что подрядчиком выполнены работы на сумму 419972 руб. и оплачены Заказчиком. Также пояснили, что Подрядчик по состоянию на 03.12.2021 выполнил работы не в полном объеме и допустил просрочку исполнения обязательств.
Действительно, 08.11.2021, 30.11.2021 Заказчиком подписаны акты о приемке выполненных работ N 1 и N 2 по муниципальному контракту от 30.07.2021 на сумму 322968 руб. и 97004 руб. (на общую сумму 419972 руб.)
Таким образом, Подрядчиком выполнены работы не в полном объеме и с нарушением срока, установленного контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.5 контракта: "Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон по решению суда либо в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Согласно п. 13.6 контракта: "Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, в порядке установленном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе при отступлении Подрядчиком в работе от условий Контракта или при иных недостатках результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми".
03.12.2021 МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" на основании ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и п.п. 13.5, 13.6 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.07.2021 N 09/21 с ИП.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.12.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.07.2021 N 09/21 вручено нарочно ИП., а также размещено в единой информационной системе в сфере закупок и направлено по электронной почте.
Таким образом, МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" надлежащим образом уведомило ИП об одностороннем расторжении контракта.
Согласно сведениям единой информационной системы, датой расторжения контракта от 30.07.2021 N 09/21 является 14.12.2021.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи.
ИП в десятидневный срок после надлежащего его уведомления со стороны Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта так и не выполнил необходимую часть работ по контракту.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту работы должны выполняться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Подрядчик согласился со всеми его условиями, весь объем работ, качество и сроки были изначально ему известны.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ИП недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 30.07.2021 N 09/21.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" в отношении ИП включить сроком на 2 (два) года в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении ИП из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
Руководитель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии С.В. Гончарова
А.Э. Агаурова
Исп. Агаурова А.Э., тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 декабря 2021 г. N РНП-68-101/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021