Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "АвтоТранс-ДВ" на действия Заказчика - КГУП "ПЭО" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в Уссурийском городском округе (извещение N 0520600005121000022).
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как документация не соответствует требованиям действующего законодательства.
Электронный аукцион на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в Уссурийском городском округе (извещение N 0520600005121000022) проводится с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением РФ от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Законом N44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 5 Правил закреплено, что при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Федерального закона, регламентирующие в том числе контроль в сфере закупок.
Таким образом, порядок действий антимонопольного органа, права и обязанности участников рассмотрения жалобы по существу содержатся в статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В жалобе заявитель указывает следующее.
1. Абзац 2-й п. 3.14 проекта договора ПЭО указывает на способ измерения веса, однако из текста невозможно однозначно понять, как именно производится данное измерение, не приводится пример, не приведена формула, что приводит к двойному толкованию и нарушению статьи N 7 ч, 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44- ФЗ. Также при любых толкованиях это противоречит пункту N 5 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", противоречит пункту N 15 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами".
2. Пунктом N 3.6 проекта договора ПЭО установил, что оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги осуществляется в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Региональным оператором акта приемки оказанных услуг. Однако пунктом N 3.9 ПЭО указывает, что рассмотрение поступивших документов происходит в течение 14 календарных дней с даты их поступления. В подобных контрактах ранее (2019, 2020, 2021 г.) были сроки рассмотрения документов 10 календарных дней, а оплата до 30 числа, следующего за отчетным. Таким образом ПЭО, через увеличение своих сроков рассмотрения документов увеличил сроки оплаты исполнителю на 19 дней по сравнению с контрактами прошлых лет. Данное условие не соответствует статье N 8 Закона N 44-ФЗ.
3. Пунктом N 5.1.31 проекта договора ПЭО установлено неправомерное требование о наличии круглосуточной диспетчерской службы.
4. В тексте проекта договора ПЭО, а также в разделе "Термины и определения" проекта договора ПЭО закреплен следующий термин: "Пакетированный прием - способ погрузки ТКО (за исключением крупногабаритных отходов) в Мусоровоз непосредственно от потребителя услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами при отсутствии Контейнера или Контейнерной площадки." Значение данного термина редакцией ПЭО противоречит статье N 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в которой четко указанно, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Вывод из данной нормы право однозначный и запрещает складирование (накопление) отходов вне мест накопления соответствующих требованиям законодательства. Также значение данного термина редакцией ПЭО противоречит пункту N 15 правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156). Также значение данного термина редакцией ПЭО противоречит самому же проекту договора ПЭО, а именно абзацу N 2 пункта N 4.12, пункту N 5.1.1, в которых указанно о недопущении нарушения законодательства при обращении с отходами
5. Пунктом N 4.17 проекта договора ПЭО устанавливается, что Исполнитель гарантирует безусловное наличие у него в течение всего времени оказания услуги материальных, финансовых, технических и трудовых ресурсов, необходимых для надлежащего оказания услуги. Требования ПЭО о наличии в течении всего времени оказания услуг финансовых ресурсов нарушает требования статьи 8 Закона N 44-ФЗ в части равных условий, статьи 16 Закона N 44-ФЗ в части отсутствия общественного обсуждения данных условий.
6. Пунктом N 5.1.36 проекта договора ПЭО устанавливается требование ПЭО по осуществлению фото (видео) фиксации мест накопления по маршруту и возможность штрафных санкций на основании только фотографий. Данные требования отсутствуют в нормативных документах регламентирующих работу в области транспортирования отходов (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", правила обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N1156), Постановление Правительства Приморского края от 13 сентября 2021 г. N 604-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 7 ноября 2017 года N 438-па "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Приморского края", Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3). При условиях проекта договора ПЭО об обязательном наличии на технике системы.
7. Пунктом N 4.12 (абзац 2-й) проекта договора ПЭО установлено, что Услуга
должна оказываться путём транспортирования ТКО из любых видов контейнеров, бункеров (ёмкостей) установленных на местах мест накопления ТКО. Данное требование противоречит законодательству, так как пунктами NN 4.4, 4.5 Постановления Правительства Приморского края от 13 сентября 2021 г. N 604-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 7 ноября 2017 года N 438-па "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Приморского края", пунктом N 202 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 установлены четкие технические требования к видам и конструкциям контейнеров для накопления ТКО. Пункт N 4.12 (абзац 2-й) проекта договора ПЭО требует расшифровки, либо переработки в соответствии с действующим законодательством для соблюдения статей N 6, 7 Закона N 44-ФЗ.
8. ПЭО заключает договора на транспортировку ТКО с перевозчиками на основании пунктов N4, 23 правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156). В данных правилах присутствует типовой договор на оказание услуг. Все требования ПЭО указанные в пунктах 1-7 данного письма являются избыточными в сравнении с типовым договором.
9. В проекте договора ПЭО отсутствует финансовая ответственность Заказчика за просрочку оплаты услуг.
10. В проекте договора нет вариантов расторжения договора со стороны исполнителя.
Обязанность транспортировщика по ведению отдельного учета коммерческих организаций, налагает на компанию дополнительные расходы, которые также не определены ни одним нормативным документом.
Заслушав пояснения сторон, оценив их доводы, исследовав письменные доказательства, Комиссия установила следующее.
1. Абзац 2 п.3.14 проекта договора.
Правилами коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 N 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Указанные Правила (пункт 2) регламентируют коммерческий учет объема и (или) массы:
а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления:
б) твердых коммунальных отходов, собираемых и транспортируемых операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;
в) твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты, используемые для обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), и транспортируемых с таких объектов.
Пунктом 5 Правил N505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с п.3.14. проекта договора масса твердых коммунальных отходов определяется как разница между массой мусоровоза на въезде в место приема и передачи коммунальных отходов и массой порожнего мусоровоза на выезде с него. В случае отсутствия средства измерения на объекте, а также выхода его из строя принять среднюю плотность твердых коммунальных отходов в бункере специализированного транспортного средства равную отношению предельной массы перевозимых отходов к максимальному объему перевозимых отходов с учетом коэффициента сжатия.
Таким образом, доводы заявителя о том, что проектом договора не урегулирован порядок учета за транспортируемые твердые коммунальные отходы необоснован.
2.Пункт 3.6. проекта договора.
Проект предлагаемого к подписанию договора содержит срок проверки Заказчиком поступивших от Исполнителя акта приема-передачи оказанных услуг и иных отчетных документов и срок осуществления расчетов с Исполнителем за оказанные в отчетном периоде услуги.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон.
Согласно ст. 723 Гражданского кодекса, в случае, если подрядчиком работа по договору выполнена с отступлениями от условиями договора, заказчик вправе потребовать от подрядчика безвозмездного устранения выявленных нарушений, в связи с чем, по мнению КГУП "Приморский экологический оператор" установление в проекте договора срока рассмотрения поступивших от исполнителя документов, корреспондирует праву заказчика (предусмотренному законом) требовать от исполнителя устранения нарушений в выполненной работе (оказанной услуге), поскольку именно направляемые в адрес заказчика документы будут в последующем являться основанием расчетов между сторонами.
Таким образом, установление в проекте договора срока рассмотрения поступивших в адрес заказчика документов, являющихся основанием для осуществления расчетов с одновременным установлением сроков расчетов с исполнителем после подписания заказчиком акта приемки оказанных услуг корреспондирует нормам законодательства РФ в отношении возможности сторон свободно определять условия договора.
Ссылка заявителя жалобы на условия осуществления предыдущих закупок, а равно как условия предыдущих проектов договоров не может быть принята во внимание, поскольку условия осуществления закупок, в том числе сроки осуществления расчетов за приобретаемые работы (оказываемые услуги) определяются заказчиком самостоятельно, при этом, указанный срок расчетов установлен в отношении закупок в текущий период времени и не может свидетельствовать о создании заказчиком каких либо ограничений для потенциальных участников закупок, поскольку участники закупок самостоятельно принимают решение об участии в закупочных процедурах.
3. Пункт 5.1.31 проекта договора.
Проектом договора предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить наличие диспетчерской службы, функционирование которой осуществляется с 8 00 часов до 20 00 часов, в то время как вывоз мусора, осуществляется с 7 00 часов утра, обязанность круглосуточного вывоза мусора проектом договора не предусмотрена.
Указанное условие является договорным (ст.421 Гражданского кодекса РФ), не требует общественного обсуждения и не свидетельствует о нарушении законодательства РФ о закупках для государственных или муниципальных нужд.
4.Преамбула проекта договора.
В соответствии с п. 10. постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, установление в проекте договора пакетированного способа приема мусора не противоречит требованиям законодательства РФ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
5.Пункт 4.17 проекта договора.
Требование о том, что заявитель в течении всего срока действия договора должен обладать необходимым персоналом и техникой и оборудованием, что корреспондирует требованию законодательства РФ, предъявляемым к лицам, осуществляющим транспортировку твердых коммунальных отходов, в частности Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
Наличие достаточных финансовых ресурсов в течении срока действия договора обеспечивает гражданскую правоспособность исполнителя, то есть способность выполнять принятые на себя договорные обязательства.
Согласно п.2 Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 N 1635 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок путем проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей 1 млрд. рублей, за исключением закупок, осуществляемых:
а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков,исполнителей);
б) в рамках государственного оборонного заказа;
в) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае,предусмотренном частью 2 статьи 63 Федерального закона;
г) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения в соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона).
Таким образом требование о наличии общественного обсуждения в данном случае является необоснованным.
6.Пункт 5.1.36 проекта договора.
Указанное условие является договорным и не противоречит ни гражданскому законодательству РФ ни законодательству РФ по обращению с твердыми коммунальными отходами. Стороны договора вправе установить условия и порядок установления юридически значимых фактов, являющихся основанием для последующих расчетов по договору. Исполнитель осуществляет прием твердых коммунальных отходов с мест накопления, количество которых напрямую влияет на объем сдаваемых твердых коммунальных отходов и как следствие, учитывается при расчетах, в связи с чем, определение порядка фиксации мест накопления отходов является разумным и обоснованным и соответствует критерию должной осмотрительности при заключении и исполнении договора.
7. Пункт 4.12. проекта договора.
Наличие контейнеров, технические характеристики которых могут не отвечать установленным нормативным требованиям является предпринимательскими рисками Исполнителя. Заключая договор и являясь профессиональным участником рынка по обращению твердых коммунальных отходов исполнитель мог и должен был предполагать риски появления таких контейнеров, в связи с чем наличие указанного договорного условия является обоснованным и не нарушает интересы заявителя жалобы.
8. Проект договора содержит все существенные условия договора на перевозку твердых коммунальных отходов определяемые в соответствии с требованиями законодательства РФ. Вместе с тем, заказчик вправе установить в проекте договора иные (дополнительные) условия по сравнению с условиями типового договора, что корреспондирует принципу свободы договора, установленному гражданским законодательством РФ.
9. В рассматриваемом споре финансовая ответственность заказчика определяется в соответствии с требованиями ст. 395 Гражданского кодекса РФ, согласно которой в случае неправомерного удержания денежных средств на сумму долга подлежат начислению проценты, размер которых определяется ключевой ставкой Банка России.
10. Основания расторжения договора по инициативе любой стороны договора установлены действующим законодательством РФ (ст. 450 Гражданского кодекса РФ), согласно которому договор может быть расторгнут при существенном нарушении договора другой стороной, под которым понимается такое нарушение, которое лишает другую сторону того, на что рассчитывала при заключении.
Тем самым доводы заявителя о нарушении КГУП "ПЭО" порядка проведения торгов, не подтвердились.
Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и Организатором торгов документов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АвтоТранс-ДВ" на действия Заказчика - КГУП "ПЭО" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в Уссурийском городском округе (извещение N 0520600005121000022) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 20 декабря 2021 г. N 025/06/64-1551/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021