Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.12.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ////;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Компания Белый Бабр" (далее - ООО "Компания Белый Бабр", заявитель) -, ///; представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" (далее - заказчик) - ///,
рассмотрев посредством видео-конференц связи жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий, гардеробному обслуживанию университета в 2022 году", извещение N 0334100010021000028, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного
учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) 13 декабря 2021 года поступила жалоба ООО "Компания Белый Бабр" на положения документации о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что с учетом имеющихся технического задания, разъяснений документации об электронном аукционе невозможно определить объект закупки, который заказчик пытается приобрести.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 26 ноября 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100010021000028, а также документация об электронном аукционе N 27-ЭА-21 "Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий, гардеробному обслуживанию университета в 2022 году" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 726 878 рублей 52 копейки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты (часть 13.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
При этом, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Положения о форме, сроке и порядке оплаты определены в пункте 16 раздела I "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе, в соответствии с которым "оплата производится за фактически оказанные услуги ежемесячно в рублях в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки услуг и получения Заказчиком счета-фактуры и счета на оплату либо счета и универсального передаточного документа".
По мнению заявителя, заказчиком нарушен пункт 11 (1) Постановления Правительства РФ N 2050 от 9 декабря 2020 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", согласно которому "Получатели средств федерального бюджета при заключении ими в 2021 году государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - государственный контракт) предусматривают условие о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта".
Однако, в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Заказчик не относится к субъектам, указанным в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, положения вышеуказанного постановления на него не распространяется.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должен таким образом прописать требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования характеристикам товара (работ, услуг), которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является оказание услуг по комплексной уборке помещений, требования к которым определены в разделе III "Техническое задание" документации об аукционе.
Так, часть 7 раздела III содержит требование к чистке и замене двух видов грязезащитных покрытий корпуса "А" университета, которые находятся в собственности и предоставляется исполнителю в пользование на период исполнения контракта и замене не подлежит.
Заказчик указывает, что технические характеристики грязезащитного покрытия, указанные на странице 35 Технического задания, содержат конкретные требования и позволяет определить грязезащитное покрытия как покрытие, изготовленное на основе ворса из синтетических нитей. Требования по стирке и замене предъявляются только к этому покрытию.
Заказчиком определен график по замене ковров корпуса А, расположенный по адресу: г. Иркутск, Чернышевского, 15.
При этом, не указание заказчиком при разъяснении положений документации об аукционе корпуса А с адресом не может свидетельствовать об увеличении корпусов, а указание в разъяснении в графике конкретных дат также не является изменением, а лишь уточнением.
Довод заявителя относительно требований к диспенсерам, дозаторам для туалетной бумаги, мыла Комиссия также считает несостоятельным, поскольку заказчиком установлены требования к диспенсерам и дозаторам, их количеству с разноской их количества по корпусам университета с обязательным указанием, что исполнитель использует свой фонд диспенсеров и дозаторов, которые на период исполнения контракта передаются заказчику во временное пользование. Также заказчиком установлены требования к расходным материалам (туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло и т.д.), которые предназначены для заправки уже имеющихся у заказчика диспенсеров и дозаторов, с указанием их товарного знака с целью обеспечения совместимости с поставляемыми исполнителем материалами.
Таким образом, изучив положения Технического задания, Комиссия Иркутского УФАС России не находит нарушений требований статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Белый Бабр" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021