Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - руководителя Управления, председателя Комиссии Управления,
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии Управления,
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
без участия подателя жалобы - ООО "Стройтраст" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
при участии:
заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области": <_> (представителя по доверенности от 17.02.2021), <_> (представителя по доверенности от 10.02.2021),
уполномоченного органа - Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области: <_> (представителя по доверенности от 30.11.2021 N 2),
рассмотрев жалобу ООО "Стройтраст" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Строительство лабораторно-диагностического корпуса ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" по адресу: 440071, город Пенза, пр. Строителей, 37А (вариант3)" (извещение N 0155200000921000060 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 30.11.2021), проводимого уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
10.12.2021 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройтраст" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Строительство лабораторно-диагностического корпуса ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" по адресу: 440071, город Пенза, пр. Строителей, 37А (вариант3)" (извещение N 0155200000921000060 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 30.11.2021), проводимого уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области".
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 17.12.2021 в 10 часов 30 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, положения документации и извещения об электронном аукционе не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе:
- в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении указанного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников дополнительным требованиям, установленным в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99;
- в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не содержит ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
На заседании Комиссии Управления представители заказчика поддержали позицию, изложенную в отзыве на жалобу от 16.12.2021 N 7-5/4472-р, согласно которой считают жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию, указанную в отзыве на жалобу от 16.12.2021 N 18/4/2907, в удовлетворении заявленных в жалобе требований просил отказать.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
30.11.2021 уполномоченным органом для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N0155200000921000060, а также документация об электронном аукционе "Строительство лабораторно-диагностического корпуса ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" по адресу: 440071, город Пенза, пр. Строителей, 37А (вариант3)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 845 817 419,53 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 30.11.2021 17:53 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 13.12.2021 09:00 (МСК).
Дата проведения аукциона в электронной форме - 13.12.2021 13:00.
Идентификационный код закупки: 212583601371758360100100760014120414.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1).
Согласно пункту 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.
Документами, подтверждающими соответствие участника указанному дополнительному требованию, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая предмет закупки "Строительство лабораторно-диагностического корпуса ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" по адресу: 440071, город Пенза, пр. Строителей, 37А (вариант3)", а также НМЦК в размере 845 817 419,53 рублей, заказчиком/уполномоченным органом правомерно установлено в извещении о проведении электронного аукциона, а также в пункте 9 первой части Информационной карты документации дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указано дополнительное требование к участникам закупки согласно пункту 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, однако в извещении не содержится исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника указанному дополнительному требованию, который определен указанным Постановлением.
В пункте 10 первой части Информационной карты документации установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанному дополнительному требованию.
Комиссия Управления отмечает, что несмотря на данное указание, Законом о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона, и соответственно документация должны содержать именно исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанному дополнительному требованию.
Таким образом, действия заказчика/уполномоченного органа, не установивших в извещении о проведении аукциона исчерпывающий перечень документов, которые участники закупки должны представить в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, формально нарушают положения пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, рассматриваемый довод признается Комиссией Управления обоснованным.
2. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Правительством РФ принято постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
На заседании Комиссии Управления представитель заказчика пояснила, что предметом рассматриваемой закупки является строительство лабораторно-диагностического корпуса ГБУЗ "Областной онкологический диспансер", в связи с чем ограничения, предусмотренные Постановлением N 878 не установлены.
Учитывая, что предметом закупки является строительство объекта действия Заказчика, не установивших в документации об аукционе ограничения, предусмотренные Постановлением N 878, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Податель жалобы не обосновал и не представил доказательств, каким образом рассматриваемое обстоятельство нарушило права и законные интересы, как самого заявителя, так и иных участников закупки. Заявитель заявку на участие в электронном аукционе не подавал, запросов о разъяснении положений аукционной документации не направлял, следовательно, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Комиссия Пензенского УФАС России, руководствуясь абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия Управления вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), решила предписание не выдавать, так как материалами не подтверждено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтраст" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Строительство лабораторно-диагностического корпуса ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" по адресу: 440071, город Пенза, пр. Строителей, 37А (вариант3)" (извещение N 0155200000921000060 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 30.11.2021), проводимого уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", частично обоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области"/уполномоченный орган Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области нарушившим требования пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 17 декабря 2021 г. N 058/06/106-1171/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021