Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, Яновой А.Д. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя уполномоченного органа ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ - Гайнуллина А.И. (доверенность от 25.06.2021 г.), в присутствие представителя заявителя ИП Хатмутдиновой Л.Р. - Карелиной Е.Г. (доверенность от 21.10.2021 г.), рассмотрев жалобу заявителя ИП Хатмутдиновой Л.Р. (вх. N 16520/ж от 13.12.2021 г.) на действия Уполномоченного органа - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ при проведении закупки N0111200000921000819 на предмет: право заключения контракта на оказание услуг по организации питания для нужд бюджетных учреждений Республики Татарстан,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении закупки N0111200000921000819 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://etp.zakazrf.ru 18.11.2021 г.
Уполномоченный орган - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ
Заказчики - по списку
Начальная (максимальная) цена контракта закупки N0111200000921000819 -
195 782 156,62 руб.
По мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации закупки приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода жалобы об объединении в один лот закупаемых услуг для 170 бюджетных учреждений, находящихся на нескольких территориях.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Так уполномоченным органом 18.11.2021 г. был размещен конкурс с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания для нужд бюджетных учреждений Республики Татарстан.
Вместе с тем, по мнению заявителя, в один лот неправомерно объединены работы, осуществляемые для 135 бюджетных учреждений, находящихся на нескольких территориях, удаленных друг от друга.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что в 2016 г. по итогам проведенного анализа закупок детскими дошкольными учреждениями (далее - ДДУ) на поставку продукции выяснилось, что в связи с отсутствием должной квалификации, а также единого системного подхода к ценообразованию, определению характеристик закупаемого товара в ДДУ была поставлена продукция, не соответствовавшая требованиям, в том числе, "О безопасности молока и молочная продукции", а также были установлены признаки фальсификации продуктов питания, кроме того, в ряде случаев товары поставлялись по завышенным ценам. Одним из вариантов решения установленной проблемы - внедрение централизованной закупок по организации питания для нужд ДДУ (п.7 Протокол заседания Совета Безопасности Республики Татарстан от 23.03.2016 г., письмо Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову об эксперименте по питанию от Министерства финансов Республики Татарстан).
Кроме того, представитель уполномоченного органа указал, что все муниципальные бюджетные образовательные учреждения, для нужд которых осуществляется настоящая закупочная процедура, имеют смежные границы (Пестречинский, Арский, Высокогорский, Балтасинский, Атнинский муниципальные районы).
Также Комиссия Татарстанского УФАС России обращает внимание на то, что в п. 3.3.8. проекта контракта, у исполнителя предусмотрена обязанность по привлечению к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на объем услуг, составляющий 20% от цены контракта.
На основании изложенного Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что проведение указанных закупок путем централизованной процедуры обусловлено необходимостью достижения задач и решения проблем по рациональной организации питания для детей дошкольного возраста, а также повышения качества оказываемых услуг.
Вместе с тем, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услуги, соответствующие установленным в документации требованиям, не свидетельствует о нарушении уполномоченным органом и заказчиками прав этих лиц.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
2.Относительно довода жалобы о неправомерном установлении в качестве критерия оценки - наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам.
В соответствии с частью 5 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Так, предметом настоящей закупки является право заключения контракта на оказание услуг по организации питания для нужд бюджетных учреждений Республики Татарстан.
Вместе с тем, в разделе 1.5 конкурсной документации уполномоченным органом и заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) исполнения контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или Федеральным законом "О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, а именно: наличие ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и документа (документов) о приемке оказанной услуги. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса с ограниченным участием.
По мнению заявителя, уполномоченным органом и заказчиками неправомерно установлено требование, относительно документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: к оценке принимаются исключительно государственные контракты.
В ходе заседания Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99) установлено следующее: в случае размещения закупки на предмет оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, заказчики (уполномоченные органы) обязаны в документации устанавливать требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Согласно Приложению 2 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям будут являться копии ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что требования, регламентированные Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, должны быть установлены заказчиками при проведении закупок, которые по причине их технической и (или) технологической сложности способны оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, документация настоящего конкурса с ограниченным участием, сформирована уполномоченным органом и заказчиками с учетом положений действующего законодательства, вследствие чего довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ИП Хатмутдиновой Л.Р. (вх. N 16520/ж от 13.12.2021 г.) на действия Уполномоченного органа - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ при проведении закупки N0111200000921000819 на предмет: право заключения контракта на оказание услуг по организации питания для нужд бюджетных учреждений Республики Татарстан необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии М.А. Тимофеев
А.Д. Янова
Исп. Янова А.Д., тел. 8 (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20 декабря 2021 г. N 016/06/8-2432/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021