Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - старшего государственного инспектора, |
|
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенности - Гирфановой Д.Д. (доверенность N43 от 24.08.2021 г.), Салахова Р.Р. (доверенность N8 от 25.01.2021 г.), в присутствии представителей заявителя ООО "РСС-Мед" - Соловьевой Т.В. (директор общества в соответствии с приказом N1 от 18.06.2020 г.), Никитина Л.В. (доверенность N5/ю от 06.12.2021 г.), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобы заявителя ООО "РСС-Мед" (вх. NN16618/ж, 16620/ж, 16639/ж, 16640/ж от 14.12.2021 г.) на действия заказчика Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан при проведении закупок N0211100000121000247 на предмет: "Поставка в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов", N0211100000121000248 на предмет: "Поставка в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов",
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Извещение о проведении электронного аукциона N0211100000121000247 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 07.01.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 985 125,76 руб.
Извещение о проведении электронного аукциона N0211100000121000248 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 07.12.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 64 557 855,20 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупки проводятся с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчик сформировал лоты в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 г. N 620.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупкам, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения документации электронных аукционов приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 29 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 1 июля 2021 г. установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в техническом задании аукционной документации закупки N0211100000121000247 заказчиком установлены необходимые к поставке товары, в том числе:
Позиции товара в документации |
Наименование товара |
Код вида медицинского изделия |
1-5 |
Однокомпонентный дренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной Однокомпонентный дренируемый калоприемник со встроенной конвексной пластиной |
156410 |
6-7 |
Однокомпонентный недренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной |
152450 |
8-9 |
Однокомпонентный дренируемый уроприемник со встроенной плоской пластиной Однокомпонентный дренируемый уроприемник со встроенной конвексной пластиной |
255030 |
10-11 |
Мочеприемник ножной (мешок для сбора мочи) дневной |
152440 |
12 |
Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной |
152470 |
13, 19 |
Двухкомпонентный дренируемый уроприемник в комплекте с плоской пластиной Двухкомпонентный дренируемый уроприемник для втянутых стом |
200040 |
14, 18 |
Двухкомпонентный дренируемый калоприемник для втянутых стом в комплекте с конвексной пластиной Двухкомпонентный дренируемый калоприемник в комплекте с плоской пластиной |
156420 |
15-17 |
Двухкомпонентный недренируемый калоприемник в комплекте с плоской пластиной Калоприемники из пластмассы на поясе с мешками |
152460 |
По закупке N0211100000121000248 заказчиком установлены необходимые к поставке товары, в том числе:
Позиции товара в документации |
Наименование товара |
Код вида медицинского изделия |
1 |
Уропрезерватив с пластырем |
Код вида отсутствует |
2 |
Уропрезерватив самоклеющийся |
|
3 |
Катетер для самокатетеризации лубрицированный |
|
4 |
Наборы мочеприемники для самокатетеризации: мешок-мочеприемник, катетер лубрицированный для самокатетеризации |
Код вида отсутствует |
5 |
Катетер для эпицистостомы |
155640 |
10 |
Катетер уретральный длительного пользования |
221850 |
Согласно доводам заявителя, заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка медицинских изделий разного вида, что противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620, и не могут быть предметом одного контракта
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 г. N 4н утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий (вместе с "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам", "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения").
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, представлен на схеме:
/--------------->/---------------->/--------------------------------------\ | Вид | |Наименование| |Классификационные признаки вида | |медицинского| | вида | |медицинского изделия, указываемые в | | изделия: | |медицинского| |зависимости от назначения медицинского| | XXXXXX <*> | | изделия | |изделия: | \------------/ \------------/ |- область применения; | |- инвазивность; | |- стерильность; | |- частота использования (однократного | |или многократного применения); | |- эксплуатационные особенности; | |- конструктивные особенности. | \--------------------------------------/
Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Так, в зависимости от вида товара, работы или услуги в справочную информацию позиций каталога может включаться информация согласно номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н.
В соответствии с указанной номенклатурной классификацией медицинских изделий в справочную информацию включаются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и классификационные признаки вида медицинского изделия. Каждый из кодов входит в соответствующий раздел, в одну и ту же группу медицинских изделий.
Согласно пояснениям заказчика, объединение лотов по закупкам проведено в соответствии с приказом Минздрава России от 06.06.2012 г. N 4н.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, размещенной на сайте Росздравнадзора, медицинские изделия, являющиеся объектами закупки рассматриваемых аукционов, входят в соответствующий раздел, в одну и ту же группу медицинских изделий.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 г. N 620, не определен порядок применения номенклатурного классификатора медицинских изделий по видам и нет точного указания использования критерия, а именно:
- числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи;
- классификацию медицинских изделий, формируемых в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий.
Заказчик проводит закупку на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функций выделения в рамках реализации полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями". Указанными нормативными правовыми актами установлены и конкретные сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно пояснениями заказчика, ГУ-РО ФСС РФ по РТ формирует описание объекта закупки на поставку ТСР на основании индивидуальных программ реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) инвалидов. В соответствии с ИПРА каждый получатель спецсредств при нарушении функций выделения получает в среднем от 6 до 12 наименований медизделий, некоторые из которых должны использоваться одновременно. Дробление закупок в соответствии с Постановлением N620 потенциально может привести к заключению контрактов с несколькими участниками, вследствие чего инвалид-получатель будет обеспечен жизненно необходимыми медизделями только после поставки спецсредств последним поставщиком вне зависимости от их совместного применения.
Заказчик, в отличие от медицинских организаций, закупает изделия не в медицинских целях, а в целях реабилитации инвалидов, что меняет назначение использования изделия. Медицинские организации закупают товары для обеспечения лечения в условиях стационара и амбулатории, тогда как отделение фонда осуществляет закупку изделий для реабилитации инвалидов и самостоятельной поддержки жизнедеятельности в домашних условиях.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что все изделия медицинского назначения, поставка которых является предметами вышеуказанных электронных аукционов, включены в состав одного вида продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", связаны между собой технологически и функционально, поэтому их объединение в один лот никак не нарушает норм материального права.
Кроме того, на участие в закупках N0211100000121000247, N0211100000121000248 поданы две заявки, допущены к участию в аукционах, по результатам которых снижение НМЦК составляет 0,5%.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик осуществляет закупку в соответствии с принципами обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, утвержденными Законом о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным и рассмотрение применения Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 г. N 620 к данным позициям не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы заявителя ООО "РСС-Мед" (вх. NN16618/ж, 16620/ж, 16639/ж, 16640/ж от 14.12.2021 г.) на действия заказчика Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан при проведении закупок N0211100000121000247 на предмет: "Поставка в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов", N0211100000121000248 на предмет: "Поставка в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов" необоснованными.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А.Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Гиниятуллина Л.Р.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20 декабря 2021 г. N 016/06/64-2442/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021