Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. -специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии представителей Муниципального казенного учреждения муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления": директора Гаврилец Елены Павловны, Мужиковой Дарьи Тахировны (доверенность N б/н от 22.11.2021), Москальцовой Елены Сергеевны (доверенность N б/н от 03.12.2021) и в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "АстраханьСпецСтрой": заместителя директора Исаева Григория Юрьевича (генеральная доверенность Nб/н от 10.11.2021) и Казакова Владимира Юрьевича (доверенность N б/н от 02.11.2021), рассмотрев заявление Муниципального казенного учреждения муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (ИНН 3013002152; 416550, Астраханская область, г. Знаменск, ул. Вознюка, д. 13) о внесении информации об обществе с ограниченной ответственностью "АстраханьСпецСтрой" (ИНН 3015098428; 414004, г. Астрахань, ул. Б. Алексеева, д. 61, корп. 1, кв. 7) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 08.12.2021 года поступило заявление "Муниципального казенного учреждения муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (далее - МКУ ЗАТО Знаменск "СОД ОМС", Заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "АстраханьСпецСтрой" (далее также Победитель, Подрядчик, Общество, ООО "АСС") в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N 03253000580200000370001 от 30.11.2020 на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, в районе площади Королева (ИКЗ 203301300215230130100100330024299243)(реестровый номер контракта 3301300215220000036) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 14.12.2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.505.
Представители Заказчика: директор Гаврилец Е. П., Мужикова Д. Т., Москальцова Е. С. в назначенное время подключились к интернет-видеоконференции.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "АстраханьСпецСтрой": Казаков В. Ю. обеспечил личное участие в рассмотрении.
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 14.12.2021 на 15.12.2021 на 15 часов 30 минут.
Представители Заказчика: директор Гаврилец Е. П., Мужикова Д. Т., Москальцова Е. С. в назначенное время подключились к интернет-видеоконференции.
Представители общества с ограниченной ответственностью "АстраханьСпецСтрой": Исаев Г. Ю. и Казаков В. Ю. обеспечили личное участие в рассмотрении.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
03.11.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, в районе площади Королева (номер извещения 0325300058020000037) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
По результатам электронного аукциона победителем было признано ООО "АСС" (Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.11.2020 N0325300058020000037-1).
30.11.2020 года между Заказчиком и ООО "АСС" был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик берет на себя обязательства выполнить и своевременно сдать Заказчику работы по благоустройству территории по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, в районе площади Королева в объемах и в соответствии с техническим заданием (Приложение N1), сметной документацией (Приложение N2), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Сумма Контракта составила 9 523 629,80 рублей.
Срок выполнения работ: с даты заключения Контракта (при этом отчет начинается с даты, следующей после дня подписания Контракта) по 18 августа 2021 года установлен пунктом 3.3 Контракта.
Согласно письму Подрядчика директору МКУ ЗАТО Знаменск "СОД ОМС" Гаврилец Е. П. (исх. N 3 от 03.03.2021) 04.03.2021 Подрядчик приступил к выполнению работ по контракту N03253000580200000370001 от 30.11.2020 (реестровый номер контракта 3301300215220000036).
Как следует из пояснений Заказчика, Подрядчик выполнял работы надлежащим образом согласно требованиям Контракта, и Заказчиком были приняты работы на сумму 6 933 231, 00 рублей.
17.08.2021 Заказчику КС-2, КС-3 были представлены объемы работ на сумму 1 511 729,00 рублей. Данные работы не приняты МКУ ЗАТО Знаменск "СОД ОМС" по причине отсутствия смонтированных тротуарных светильников в количестве 24 шт. На рассмотрении обращения Заказчик пояснил Комиссии, что Подрядчик установил светильники, отличающиеся от светильников, указанных в локально сметных расчетах.
Однако, Подрядчик пояснил, что светильники, указанные в проектной документации, были сняты с производства 10.10.2017, что подтверждается информационным письмом ООО "МГК "Световые Технологии". Письмом N 18 от 19.04.2021 Подрядчик информирует Заказчика о сложившейся ситуации и запрашивает согласование на замену на другую марку.
Также, со слов Заказчика, установка фонарей высотой 3000 мм. не согласована, не пройден входной контроль. Однако, на представленной Подрядчиком схеме благоустройства территории в г. Знаменск, в районе площади Королева, где указывается расположение и характеристики объектов освещения, в том числе и уличный фонарь (3000 мм высотой), стоит штамп Заказчика "к производству" от 24.05.2021, с подписью директора Гаврилец Е. П., что, по мнению Подрядчика, является согласованием данных объектов.
На рассмотрении Комиссией обращения МКУ ЗАТО Знаменск "СОД ОМС" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АСС" Заказчик также указывает, что основной причиной одностороннего отказа от исполнения Контракта является неустановка в полном объеме бортовых камней. Вместо прописанных в локально-сметном расчете N 1 от 29.06.2021 1325 метров Подрядчик сдал 955 метров установленного бортового камня (Акт по приемке выполненных работ N1 от 14.05.2021 года).
Подрядчик пояснил, что бортовые камни установлены полностью, в фактически существующем объеме, количество данного камня в расчете указано ошибочно.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 8.7 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Получателя от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 8.9 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
- отступление Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- если Подрядчик не приступил к выполнению работ в установленные сроки или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к установленному Контрактом сроку становится явно невозможным.
Заказчик 25.10.2021 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении Поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии Поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения, указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено в Единой информационной системе 25.10.2021.
Решение было направлено Подрядчику 27.10.2021 заказным почтовым отправлением по адресу, указанному в контракте: 414004, г. Астрахань, ул. Б. Алексеева, д. 61, корп. 1, кв. 7 (почтовое отправление N 41654048251343).
Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 41654048251343 следует, что 01 ноября 2021 письмо прибыло в место вручения и 01 декабря 2021 возвращено отправителю.
В соответствии с ч. 12 ст.95 Закона о контрактной системе при невозможности получения, указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
На рассмотрении обращения представители Заказчика пояснили, что поскольку Заказчиком не были получены ни подтверждение о вручении Подрядчику решения об одностороннем отказе, ни информация об отсутствии Подрядчика по его адресу, датой надлежащего уведомления является 25.11.2021.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 25.11.2021, Решение вступило в силу 07.12.2021.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Подрядчику и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО "АСС" обязательств по контракту N 03253000580200000370001 от 30.11.2020 на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, в районе площади Королева (ИКЗ 203301300215230130100100330024299243) (реестровый номер контракта 3301300215220000036).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "АСС" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "АСС" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у предпринимателя умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО "АСС" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта N 03253000580200000370001 от 30.11.2020 на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, в районе площади Королева (ИКЗ 203301300215230130100100330024299243) (реестровый номер контракта 3301300215220000036), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АСС", Заказчиком не представлено.
При этом, процент выполненных, и принятых Заказчиком работ - 73%. Контракт не выполнен - на 27%, а именно на сумму 2 590 398, 80 рублей, из которых 58% (16 % от суммы Контракта) - объем работ, выполненных Подрядчиком, но не принятых Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "АСС" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Муниципального казенного учреждения муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "АстраханьСпецСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Муниципальным казенным учреждением муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" требований Закона о контрактной системе при направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "АстраханьСпецСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 декабря 2021 г. N РНП-30-163-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021