Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика Управление муниципального имущества, строительства ЖКХ и земельных отношений Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на строительство блочной газовой котельной школы в с. Птицкое Вагайского района (реестровый номер закупки 0167300003321000051),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 17.12.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика Управление муниципального имущества, строительства ЖКХ и земельных отношений Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на строительство блочной газовой котельной школы в с. Птицкое Вагайского района.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе приводит следующие доводы:
Первый довод. Проект контракта размещенный заказчиком в составе документации о закупке не соответствует требованиям приказа Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта".
Второй довод. Заказчиком установлена в документации о закупке дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в противоречие с требованиями части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Третий довод. Пунктом 5.2 раздела 5 документации о закупке предусмотрено излишнее требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков учредителей участника закупки, что по мнению заявителя нарушает часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Четвертый довод. Разделом 3.2.3 документации о закупке предусмотрено излишнее требование к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей участника закупки
Пятый довод. В нарушение требований части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ в документации о закупке не установлены требования о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда члена саморегулируемой организации.
Шестой довод. Заказчиком в нарушение статьи 110.2 Закона о контрактной системе не размещен в составе документации о закупке график выполнения строительно-монтажных работ, согласно требований приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ"
Уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя (вх.N 12909 от 21.12.2021), которые приобщены к материалам дела, согласно которым, в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу работы проводятся в один этап. Производство данных работ одноэтапное, приёмка и оплата выполненных работ будет осуществляться по окончанию выполнения всех работ на основании проектно-сметной документации контракта, в пределах цены контракта. Электронный аукцион был назначен на рабочий день, следующий после окончания рассмотрения первых частей заявок, заказчик не сократил сроки проведения аукциона, тем самым не нарушил права потенциальных участников закупки. Разделы 2.1, 3.2.3 документации о закупке были редактированы в части отсутствия в РНП сведений об учредителях участника закупки, однако в связи с технической ошибкой изменения не сохранились. Кроме того, Приложением N 4 к документации о закупке предусмотрено, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Уполномоченный орган просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Администрация Вагайского муниципального района Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона на строительство блочной газовой котельной школы в с. Птицкое Вагайского района, с начальной (максимальной) ценой контракта 16 642 668,53 рублей, в интересах заказчика Управления муниципального имущества, строительства ЖКХ и земельных отношений Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области.
Информация об электронном аукционе была размещена 07.12.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300003321000051.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Согласно письму Министерства финансов РФ от 08.04.2020 N 24-05-06/28316 "О применении типового контракта, типовых условий контракта и о внесении в них изменений" заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" прямо предусмотрено, что утвержденные данным приказом типовые условия контракта применяются заказчиками при проведении закупок на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
Из содержания раздела 1 "Пояснительная записка" проектной документации следует, что блочно-модульная котельная является объектом капитального строительства. Вместе с тем, из анализа технического задания документации о закупке следует, что блочно-модульная котельная является готовым комплексом, который подрядчику необходимо установить на фундамент и подключить к наружному газопроводу, то есть подрядчик не осуществляет строительство либо реконструкцию объекта капитального строительства, что в свою очередь, указывает на отсутствие обязанности заказчика применять типовой контракт, утвержденный приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктами 2, 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона и дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
В силу части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе предусмотрено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, начальная (максимальная) цена контракта которого не превышает триста миллионов рублей, не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок. При этом, срок проведения электронного аукциона должен устанавливаться через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении закупки (пункт 14) и документации о закупке (раздел 9 информационной карты) датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 20.12.2021, 09:00 (время местное). Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе (раздел 10 информационной карты документации о закупке) установлена на 21.12.2021. Дата проведения аукциона (раздел 11 информационной карты документации о закупке) - 22.12.2021.
При этом, как было указано выше из содержания раздела 1 "Пояснительная записка" проектной документации следует, что блочно-модульная котельная является объектом капитального строительства. Вместе с тем, из анализа технического задания документации о закупке следует, что блочно-модульная котельная является готовым комплексом, который подрядчику необходимо установить на фундамент и подключить к наружному газопроводу, то есть подрядчик не осуществляет строительство либо реконструкцию объекта капитального строительства, а следовательно, вопреки доводу подателя жалобы, электронный аукцион не должен проводиться через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По третьему доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ внесены изменения в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которым, слова "об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица" заменены словами "о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона".
Изменения внесенные Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе вступили в силу с 01.07.2021.
Таким образом, на данный момент изменен перечень лиц, сведения о которых не должны быть включены в РНП.
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к указанным лицам относятся:
- члены коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющая организация;
- участники (члены) корпоративного юридического лица, способные оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи;
- учредители унитарного юридического лица.
Пунктом 12.1 извещения о проведении электронного аукциона предусмотрено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом N44-ФЗ, информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица: устанавливается.
Пунктом 5.2 раздела 5 документации о закупке предусмотрено следующее:
РАЗДЕЛ 5. Требования к участникам электронного аукциона (с учетом Раздела 2.1. Главы 2) | ||
5.2 |
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица |
Устанавливается |
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает, что информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком не только в извещении об осуществлении закупки, но также в документации о закупке.
Пункт 12.1 извещения о проведении электронного аукциона изложен в противоречие с актуальной редакцией части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пункт 5.2 раздела 5 информационной карты документации о закупке изложен в противоречие с актуальной редакцией части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, извещением и документацией о закупке предусмотрено излишнее требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков учредителей участника закупки что нарушает часть 5 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что в свою очередь указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По четвертому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Пунктом 1 раздела 3.2.3 документации о закупке (требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе) предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона.
Пунктом 1 раздела 3.2.4 документации о закупке (инструкция по заполнению второй части заявки на участие в электронном аукционе) предусмотрено, что во второй части заявки участник указывает наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона (примерная форма заполнения информации об участнике закупки приведена в приложении N 4 к Документации об электронном аукционе).
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ внесены изменения в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которым, слова "об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица" заменены словами "о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона".
Изменения внесенные Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе вступили в силу с 01.07.2021.
Таким образом, на данный момент изменен перечень лиц, сведения о которых не должны быть включены в РНП.
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к указанным лицам относятся:
- члены коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющая организация;
- участники (члены) корпоративного юридического лица, способные оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи;
- учредители унитарного юридического лица.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации о закупке (пункт 1 раздела 3.2.3, пункт 1 раздела 3.2.4) предусмотрено излишнее требование к содержанию второй части заявки на участие в закупке, в частности, о предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей участника закупки, что указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.
По пятому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
РАЗДЕЛ 8. Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ: | ||
8.1 |
Документы или копии документов, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки * лицензии, свидетельства об аккредитации и т.д. (или копии таких документов) и др. документы Указывается в случае установления данного требования заказчиком |
копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. |
Комиссией Тюменского УФАС России изучен раздел 8 информационной карты документации о закупке, согласно которому требование, о предоставлении участником закупки в составе заявки копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации (утв. приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86) не установлено.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По шестому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона о контрактной системе если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных по контракту работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1.4 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в ЕИС в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
В части довода заявителя относительно обязанности заказчика включать в аукционную документацию график выполнения строительно-монтажных работ по форме утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр, Тюменское УФАС России отмечает, что данная обязанность в рассматриваемом случае не применима, поскольку начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемой закупке составляет 16 642 668,53 рублей и срок выполнения работ по контракту - до 25.08.2022 (то есть, менее чем три года).
В части не установления в проекте муниципального контракта этапов исполнения контракта, Тюменское УФАС России отмечает, что согласно пункту 16 раздела 1 "Пояснительная записка" проектной документации предусмотрено, что строительство объекта осуществляется в один этап, то есть не предусмотрено выполнение работ в несколько этапов.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Тюменским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе проведения которой установлено следующее.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК; выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов); работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Исходя из частей 4 и 5 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.
С учетом вышеизложенного в случае если, предметом закупки, является один из предусмотренных Градостроительным кодексом РФ видов работ (работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства) и начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 000 000, 00 рублей, то участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и, соответственно, представить в составе второй части заявки выписку из реестра членов такой СРО, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке по форме согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (данные требования к участнику закупки и содержанию и составу второй части заявки должны быть установлены в аукционной документации).
Пунктом 12 извещения о проведении закупки предусмотрены требования предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (пункт 2 приложения N 1) Выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.
Разделом 8 информационной карты документации о закупке установлено следующее:
РАЗДЕЛ 8. Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ: | ||
8.1 |
Документы или копии документов, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки * лицензии, свидетельства об аккредитации и т.д. (или копии таких документов) и др. документы Указывается в случае установления данного требования заказчиком |
копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. |
Из содержания раздела 1 "Пояснительная записка" проектной документации следует, что блочно-модульная котельная является объектом капитального строительства.
Следует отметить, что требования пункта 6 частью 5 статьи 63, а также части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе прямо предусматривают обязанность заказчика (либо уполномоченного органа - с учетом порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчика) устанавливать единые требования к участникам закупки, предъявляемые в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе) не только в извещении о проведении закупки, но и в документации о закупке.
Требование к участнику закупки о том, что он должен являться членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства содержится в Приложении N 4 к документации о закупке.
С учетом вышеизложенного, уполномоченный орган не включив в извещение об электронном аукционе требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и не установив документ представляемый в составе второй части заявки - подтверждающий наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (выписка из реестра членов саморегулируемой организации), допустил нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что в свою очередь указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что указание заказчиком требования к участнику закупки о том, что он должен являться членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в Приложении N 4 к документации о закупке, создает определенные трудности в надлежащем восприятии участниками закупки положений документации о закупке, ввиду того, что требования пункта 5.1 раздела 5 информационной карты документации о закупке прямо предусматривают указание именно в указанном разделе документации о закупке требования к участникам закупки о наличии членства в СРО во исполнение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а не в качестве отдельного приложения к документации о закупке, что указывает на нарушение требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Тюменского УФАС России решила обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки не выдавать, поскольку установленное нарушение законодательства о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя), ввиду того, что согласно протоколу рассмотрения заявок N АЭ-0050/21 от 20.12.2021 на участие в закупке не подано ни одной заявки.
Постановлением Администрации Вагайского муниципального района от 17.08.2015 N 74 утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков Вагайского муниципального района (далее также - Постановление).
Согласно пункту 2.1.4 указанного Постановления уполномоченный орган разрабатывает документацию по осуществлению закупки и утверждает путем подписания в РМИС электронной подписью электронного документа "Решение о закупке", включающего утверждаемые документы.
Согласно пункту 3.8 указанного Постановления муниципальный заказчик утверждает документацию по осуществлению закупки в части соблюдения правил описания объекта закупки, установленных законодательством о контрактной системе, условий исполнения контракта (проекта контракта), обоснования начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, требований к участникам закупки, критериев оценки и сопоставления заявок путем подписания в РМИС электронной подписью и перевода на следующий статус электронного документа "Решение о закупке", включающего утверждаемые документы.
Таким образом, ответственным за разработку документации о закупке является Администрация Вагайского муниципального района Тюменской области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика Управление муниципального имущества, строительства ЖКХ и земельных отношений Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на строительство блочной газовой котельной школы в с. Птицкое Вагайского района (реестровый номер закупки 0167300003321000051) обоснованной в части включения в извещение и документацию о закупке излишнего требования об отсутствии в РНП учредителей участника закупки, установления требования о предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей участника закупки, не включения в извещение об электронном аукционе требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Признать Администрацию Вагайского муниципального района Тюменской области нарушившей часть 3 статьи 7, часть 5 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64, пункт 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 декабря 2021 г. N 072/06/44/240/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021