Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Партнер-Агро СПб" (вх. 20733) от 10.12.2021 года на действия Государственного бюджетного учреждения Альшеевская районная ветеринарная станция Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0301200072521000002 "Поставка микрочипов в шприце, бирок ушных для нужд ГБУ Альшеевская райветстанция РБ".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным учреждением представлена информация по закупке N 0301200072521000002.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает:
N и наименование позиции в Приложении N1 к Информационной карте документации об аукционе |
Требование Заказчика |
Необоснованность установления требования |
1.Бирка ушная для КРС однокомпонентная |
В характеристиках позиции 1 указано: "Наличие на части "папа" металлического наконечника" |
Данные требования ведут к ограничению конкуренции и уменьшению количества потенциальных участников закупки. Разные производители используют разные материалы для усиленного наконечника. Использование металлического наконечника ушных бирок для КРС и МРС не влияет на потребительские свойства изделия, однако при этом металлический наконечник может подвергаться коррозий при соприкосновении с влагой. Установленное Заказчиком в Описании объекта закупки (Техническом задании) требования о предоставлении участниками ушных бирок для КРС и МРС с металлическим наконечником является необоснованными и субъективными, что приводит к значительному ограничению конкуренции. |
1.Бирка ушная для КРС однокомпонентная |
Указано: "Бирка однокомпонентная для животных ушная пластиковая должна состоять из двух частей ("мама" и "папа")" |
Ошибка: Если бирка состоит из двух частей - она является двухкомпонентной. Просьба исправить ошибку в наименовании и в описании объекта закупки. |
2. Бирка ушная для МРС, свиней двухкомпонентная |
В характеристиках позиции 2 указано: "Наличие на части "папа" металлического наконечника" |
Данные требования ведут к ограничению конкуренции и уменьшению количества потенциальных участников закупки. Разные производители используют разные материалы для усиленного наконечника. Использование металлического наконечника ушных бирок для КРС и МРС не влияет на потребительские свойства изделия, однако при этом металлический наконечник может подвергаться коррозий при соприкосновении с влагой. Установленное Заказчиком в Описании объекта закупки (Техническом задании) требования о предоставлении участниками ушных бирок для КРС и МРС с металлическим наконечником является необоснованными и субъективными, что приводит к значительному ограничению конкуренции. |
2. Бирка ушная для МРС, свиней двухкомпонентная |
Указаны Размеры: Мама - не более 43*38 мм Папа - не менее 43*38 мм |
Такие требования, предъявляемые к размеру "Бирка ушная для МРС, свиней двухкомпонентная" значительно ограничивают конкуренцию так как у разных производителей размеры бирок изготавливаемые для использования маркировки МРС могут отличаться незначительно в размерах, что никак не влияет на их функциональные возможности, в связи с этим просим изложить ТЗ в следующей редакции: "Размером: Мама - не менее 38*38 не более 43*38 мм Папа - не менее 38*38 не более 43*38 мм" |
3. Микрочип в шприце |
Микрочип "поршень шприца возвращается после введения микрочипа под кожу животного". |
Вышеуказанное требование является необоснованным и на рынке не представлены товары, обладающие вышеуказанными характеристиками, шприц с микрочипом является одноразовым и после выполнения своей функции, а именно -выталкивании капсулы с микрочипом из иглы под кожу животного, повторно не используется, после однократного использования утилизируется, соответственно требование о возвращении поршня шприца после введения является необоснованным, излишним, вводящим в заблуждение Поставщиков и приводящих к ограничению конкуренции. |
4. Микрочип в шприце |
Микрочип
"поршень шприца возвращается после введения микрочипа под кожу животного". |
Вышеуказанное требование является необоснованным и на рынке не представлены товары, обладающие вышеуказанными характеристиками, шприц с микрочипом является одноразовым и после выполнения своей функции, а именно -выталкивании капсулы с микрочипом из иглы под кожу животного, повторно не используется, после однократного использования утилизируется, соответственно требование о возвращении поршня шприца после введения является необоснованным, излишним, вводящим в заблуждение Поставщиков и приводящих к ограничению конкуренции. |
Согласно пояснениям Заказчика:
"Бирки с металлическим наконечником:
1. Заказчиком установлено требования о том, что бирка в части "папа" должна иметь металлический наконечник, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании которого определяющим фактором при установлении заказчиком требований к характеристикам закупаемого товара является потребность самого заказчика, при этом нормами Закона о контрактной системе не определён объём требований к описанию объекта закупки. Производители бирок с металлическим наконечником используют материал "Латунь", в части производства самого наконечника, данный материал не подвергается коррозии и образованию ржавчины, обусловлено химическими свойствами данного металла. Также, заказчиком при запросе у различных поставщиков коммерческих предложений для целей расчёта и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, был произведён анализ рынка идентичных товаров, в результате которого было выявлено несколько изделий различных производителей, соответствующих установленным в техническом задании аукционной документации характеристикам. Следовательно, в действиях заказчика по установлению требования о наличии металлического наконечника отсутствуют признаки создания необоснованных преимущественных условий конкретному производителю.
Бирки однокомпонентные.
2. Заказчиком установлено требования о том, что бирка для КРС должна быть однокомпанентная, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании которого определяющим фактором при установлении заказчиком требований к характеристикам закупаемого товара является потребность самого заказчика, при этом нормами Закона о контрактной системе не определён объём требований к описанию объекта закупки. Определение однокомпонентной или двухкомпонентной бирок берется не из количества или вида бирки, аз из технологии производства. Так к однокомпонентной бирке относиться все виды бирок при производстве которых применяется один цикл литья, из одного состава изготавливаются такие части как замок и сама бирка. К двухкомпонентной бирке относятся все виды бирок при производстве которых применяется два цикла литья, из более твердого ТПУ- термопластичного полиуретана изготавливается замочная часть в первый цикл, а далее из основного компонента изготавливается сама бирка во второй цикл. Установление требования к закупке однокомпонентной бирки для КРС носит экономический характер, однокомпонентные бирки дешевле, потребность в количественном выражении больше. Заказчиком правильно сформулировано ТЗ и внесению изменений не подлежит.
Размеры 4338*4338.
3. Заказчиком установлено требования о том, что бирка для МРС должна иметь размеры в части "Мама" не более 43*38, а в части "Папа" не менее 43*38, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании которого определяющим фактором при установлении заказчиком требований к характеристикам закупаемого товара является потребность самого заказчика, при этом нормами Закона о контрактной системе не определён объём требований к описанию объекта закупки. В данном случае, к размерному ряду бирки не предъявляется конкретных значений, более того, диапазон не установлен жесткими значениями, в каждой части бирки указано не более или не менее, следовательно, в действиях заказчика по установлению требования о размерах бирки отсутствуют признаки создания необоснованных преимущественных условий конкретному производителю. Обращаем особое внимание на Ваше пожелание, внести в части предъявляемых размеров строгий диапазон размерных значений - "Мама - не менее 38*38 не более 43*38 мм, Папа - не менее 38*38 не более 43*38 мм"", что содержит признаки ограничения конкуренции. Обращаем Ваше внимание, что на сегодняшний день ветеринарный участок имеет 11 аппликаторов для установки бирок, изучив рынок в практической и теоретической частях уверено заявляем об отсутствии универсального аппликатора, который подходит для бирок разных поставщиков.
Микрочип в шприце.
4. Заказчиком установлено требования о том, что микрочип в шприце должен иметь возвратный поршень, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании которого определяющим фактором при установлении заказчиком требований к характеристикам закупаемого товара является потребность самого заказчика, при этом нормами Закона о контрактной системе не определён объём требований к описанию объекта закупки. Заказчиком при запросе у различных поставщиков коммерческих предложений для целей расчёта и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, был произведён анализ рынка идентичных товаров, в результате которого было выявлено несколько изделий различных производителей, соответствующих установленным в техническом задании аукционной документации характеристикам. Следовательно, в действиях заказчика по установлению требования о наличии возвратного поршня в шприце с микрочипом отсутствуют признаки создания необоснованных преимущественных условий конкретному производителю. Так же, обращаем внимание, что возвратный механизм необходим для повторного использования шприца. Шприц, с функцией возвратного механизма сконструирован для возможности повторного использования совместно с отдельно закупленным микрочипом в игле в индивидуальной, стерильной упаковке.
После введения микрочипа, игла которая предназначена для однократного использования отсоединяется и утилизируется. В конечном итоге данный вид шприца позволяет Заказчику экономить бюджетные и внебюджетные средства.
5. Срок поставки товара: в течение 2 (двух) рабочих дней со дня подписания (заключения) Государственного контракта. В части ограниченного срока поставки сообщаем следующее, Заказчиком на процедуру проведения электронного аукциона с учетом заключением контракта отводится минимум 21 день, таким образом контракт может быть заключен 21.12.2021 г. С учетом окончания (закрытия) Финансового года (24.12.2021 г.), Заказчик обязан до этого момента получить товар, а также его оплатить, в связи с этим были установлены указанные ранее сроки. По факту поставщику дается минимум 12 (двенадцать) дней (10 дней подписание и 2 дня доставка). В таких закупках неоднократно учавствовали Москва, Сант-Перербург и т.д., и проблем это никогда не вызывало, всегда поставки были своевременные и условия контракты были выполнены на отлично. Также расчет начальной (максимальной) цены контракта был произведен на основании трех коммерческих предложений, что говорит о том, что конкуренция в данной закупке ограничена не была".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Партнер-Агро СПб" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 16 декабря 2021 г. N ТО002/06/105-2564/2021 (ключевые темы: ограничение конкуренции - участники закупок - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021