Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Центр современных энергосберегающих технологий" (вх. N 20640 от 09.12.2021) на действия Администрации городского поселения город Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и Муниципального казенного учреждения "Управление заказами" при осуществлении закупки путем Открытый конкурс в электронной форме для заключения энергосервисного контракта "Выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения на территории городского поселения город Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан" (извещение N 0301300471021000104),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба содержит 2 довода на положения документации и (или) извещения о проведении Закупки: "Сопоставимые условия. Приведение к сопоставимым условиям" и установление ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019.
Заказчик, Уполномоченное учреждение, исходя из изложенной позиции, с указанным доводом жалобы не согласны.
1. Сопоставимые условия. Приведение к сопоставимым условиям.
Согласно указанному доводу жалобы при расчете экономии энергетических ресурсов в отчетном периоде учитываются факторы, влияющие на объем потребления энергетического ресурса (п. 8.13 ЭСК), но не сопоставимые условия. Поскольку объем потребления в натуральном выражении в базовом периоде определен расчетно-измерительным способом в соответствии с Методикой (п.7.1., Приложение N 2 ЭСК), то приведение его объема к сопоставимым условиям дополнительно не требуется.
Так, п. 14.3.2 проекта контракта установлено, что Заказчик обязан предварительно (не менее чем за 5 (пять) календарных дней) уведомлять Исполнителя в письменном виде обо всех существенных изменениях Объекта энергосервиса, в том числе связанных с режимом эксплуатации Объекта, условиями (режимами) потребления энергетического ресурса (электрической энергии), увеличением или сокращением количества энергопринимающего оборудования, которые могут повлиять на эффективность мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводимых Исполнителем, и/или на потребление энергетического ресурса (электрической энергии) Заказчиком.
Согласно позиции Заказчика, данное уведомление (указанное в п. 14.3.2 проекта контракта) служит документом для расчета экономии потребления электрической энергии в сопоставимых условиях.
Также, Заказчик указывает, что понятие "сопоставимые условия" применяются в интересах исполнителя и защищают его права и интересы в случае какого-либо изменения объекта энергосервиса (к примеру, добавление улиц) или объема потребления, не связанного с Исполнителем.
Дополнительно, Заказчик указывает, что законодательстве отсутствует прямой запрет на установление понятия "сопоставимый объем".
Комиссия, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, установила следующее.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Соответственно проект контракта формируется заказчиком самостоятельно с учетом соблюдения императивных норм, регламентирующих содержание такого контракта.
Согласно ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта).
Вышеуказанные требования предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации N 636 от 18.08.2010 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - Постановление N 636).
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Частью 1 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Жалоба не содержит конкретизации, в чем выражено нарушение прав и законных интересов участника Закупки при описании объекта Закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, приходит к необоснованности указанного довода жалобы.
2. Установление ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019.
Согласно указанному доводу жалобы неправомерно установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что 16.12.2021 в документацию Закупки внесены изменения, в тот числе, ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 изменены на ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации N 616 от 30.04.2020.
С учетом изложенных обстоятельств, в действиях Заказчика установлено нарушение ст. 14 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок содержат признаки административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр современных энергосберегающих технологий" частично-обоснованной.
2. Признать действия Заказчика - Администрации городского поселения город Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, как нарушающие ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 16 декабря 2021 г. N ТО002/06/105-2558/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021