Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (вх. N 20817 от 13.12.2021) на действия Администрации городского поселения город Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан при осуществлении закупки путем электронного аукциона "Благоустройство, озеленение и санитарная очистка территории городского поселения город Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан в 2022 году" (извещение N 0101300064121000016),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1. Согласно первому доводу жалобы в документации Закупки не установлено дополнительное требование, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015.
В части указанного довода Заявителя Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановление Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 установлены дополнительные требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Так, указанным Постановлением установлены следующие дополнительные требования к выполнению работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей:
"наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно техническому заданию Закупки, закупаемыми работами, услугами являются:
- Валка деревьев;
- Посадка цветов и уход за цветниками;
- Очистка покрытий;
- Подготовительные работы по благоустройству;
- Выкашивание сорных трав;
- Уход за кустарниками;
- Содержание, ремонт автопавильонов и пешеходных мостов;
- Побелка деревьев и бордюров;
- Летнее содержание территории кладбищ;
- Содержание смотрителей кладбищ.
В силу п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из содержания изложенных норм и технического задания в совокупности следует, что предметом Закупки является благоустройство территории.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой Закупки составляет 15 709 001,00 руб.
С учетом изложенного, Заказчик был обязан установить к участникам Закупки дополнительные требования Постановления Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 указанные выше.
Вместе с тем, документация Закупки указанных требований к участникам Закупки не содержит.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно второму доводу жалобы Заказчиком не предъявлены требования к подтверждению участниками закупки кодов ФККО, которые должны быть включены в запрашиваемую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности видов отходов.
В части указанного довода Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности содержит сведения о видах отходов I - IV классов опасности и (или) группах, подгруппах отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии, предусмотренным статьей 13 настоящего Федерального закона, а также соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 2290 от 26.12.2020 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании п. 2 названного Положения лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - лицензирующий орган).
В п. 1 названного Положения указано, что деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению.
Приложение содержит виды работ (деятельности) без указания кодов ФККО.
Вместе с тем п. 5 названного Положения предусматривает, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанная форма утверждена Приказом Росприроднадзора N 585 от 29.05.2020 и содержит требования к указанию конкретного перечня кодов федерального классификационного каталога отходов.
Из содержания изложенных норм в совокупности следует, что лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности должна содержать приложение, в котором указываются как виды работ, перечисленные в Приложении к Постановлению N 2290, так и виды отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).
Таким образом, Заказчик должен был уточнить необходимые коды ФККО, которые должны быть включены в запрашиваемую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности видов отходов.
Вместе с тем, документация Закупки указанной информации не содержит.
В силу ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в части соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок содержат признаки административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Заявителем не было представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов как участника закупки.
Частью 1 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Так как Заявитель не является участником Закупки, Комиссией, с учетом ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе, принято решение предписание не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика - Администрации городского поселения город Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, как нарушающие ч. 1 и ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 декабря 2021 г. N ТО002/06/105-2594/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021