Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
<_> |
<_> |
- при участии представителей государственного заказчика - <_>
на основании поступившего в адрес Еврейского УФАС России обращения <_> от 14.12.2021 N 816 (вход. от 14.12.2021 N 02/5-1705) о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, допущенных государственным заказчиком - <_> при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка продуктов питания (творог) на 1 полугодие 2022 года для нужд <_> (извещение от 29.11.2021 N 0378300011721000113), в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и о внесении изменений в правила введения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказом Еврейского УФАС России от 15.12.2021 N 180 "О проведении внеплановой проверки в отношении <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступило обращение от <_> от 14.12.2021 N 816 (вход. от 14.12.2021 N 02/5-1705) о нарушении срока размещения протокола рассмотрения первых частей заявок в единой информационной системе (далее - ЕИС) на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - АО "ЕЭТП"), допущенного государственным заказчиком - <_> (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка продуктов питания (творог) на 1 полугодие 2022 года для нужд <_> (извещение от 29.11.2021 N 0378300011721000113) (далее - Аукцион).
В обращении Заказчика указано, что вышеуказанное нарушение допущено из-за технических проблем с электронной подписью, в связи с чем не представлялось возможным в установленные ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) подписать и опубликовать протокол рассмотрения первых частей заявок в ЕИС.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии со ст. 1 Закон о контрактной системе) указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из положений ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 11 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Частью 1 ст. 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчик обязан при осуществлении закупок соблюдать требования Закона о контрактной системе.
29 ноября 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу http://www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "ЕЭТП" по адресу: http://roseltorg.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378300011721000113 и документация об электронном аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:
- ИКЗ 212790400090679040100101220011051244;
- наименование объекта закупки: Поставка продуктов питания (творог) на 1 полугодие 2022 года для нужд <_>;
- начальная (максимальная) цена контракта: 42 467,00 руб.;
- дата окончания подачи заявок: 08.12.2021;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 09.12.2021;
- дата проведения электронного аукциона: 10.12.2021.
Частью 1 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Согласно ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Частью 7 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что указанный в ч. 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0378300011721000113 и документации об электронном аукционе дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок приходится на 09.12.2021, следовательно, в соответствии с ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе Заказчиком направляется оператору электронной площадки и размещается в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, то есть Заказчиком данный протокол необходимо было направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее 09.12.2021 года.
Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что в установленный срок Единой комиссией не были рассмотрены первые части заявок участников Аукциона. 13.12.2021 состоялось заседание Единой комиссии и оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
При этом, согласно письменным пояснениям Заказчика, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 13.12.2021 не оформлен и не направлен оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" и не размещен в ЕИС в срок, установленный Законом о контрактной системе по техническим причинам (из-за технических проблем с электронной подписью).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, своевременно не оформившего и не направившего оператору электронной площадки и не разместившего в ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в регламентированный срок, нарушают требования ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив представленные Заказчиком в материалы проверки копии документов, установила следующее:
6 декабря 2021 года <_> произвела плановую смену сертификата руководителя учреждения <_>, что подтверждается скриншотом "Предварительный запрос на сертификат N 16u1qd"
Согласно скриншоту от 07.12.2021 г. в ЕИС было обнаружено несовпадение данных сертификата с данными зарегистрированного пользователя <_>, в связи с чем производить дальнейшие действия невозможно.
Согласно скриншоту от 10.12.2021 г. <_> был отправлен запрос N DS-625822 от 10.12.2021 г. в службу технической поддержки Единой информационной системы в сфере закупок с темой "Ошибка входа".
Из телефонограммы от 09.12.2021 г. Следует, что Заказчик обращался в техническую поддержку ЕИС с вопросом: "Была плановая замена электронной подписи (сертификата) теперь не можем зайти в личный кабинет ЕИСа, прописывает ошибку". На что был получен ответ: "Сейчас электронными подписями занимается казначейство, звоните им".
В другой телефонограмме от 09.12.2021 г. указано, что Заказчик обратился в Управление Федерального Казначейства по ЕАО г. Биробиджана с аналогичным вопросом, на который был дан ответ: "Все данные совпадают, но электронную подпись (сертификат) надо переделать, так как была некорректная загрузка".
Согласно телефонограмме от 10.12.2021 г. Заказчик обратился в Управление Федерального Казначейства по ЕАО г. Биробиджана с вопросом: "Элетронную подпись (сертификат) переделали на новый, но ошибка осталась той же. На что был дан ответ: "Сегодня нет возможности заняться вашим сертификатом, могу только в понедельник 13 декабря, или напишите в техническую поддержку ЕИСа".
Из скриншота переписки с технической поддержкой следует, что Заказчик обращался в Техническую поддержку ЕИС для исправления технической ошибки с электронной подписью 10.12.2021, однако ошибка была решена 15.12.2021.
Из анализа исследованных документов следует, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не сформирован и не подписан членами Единой комиссии в регламентированный ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе срок ввиду отсутствия доступа к первым частям заявок участников аукциона по техническим причинам (из-за технических проблем с электронной подписью).
Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу, отсутствия вины сотрудников <_> в неразмещении информации регламентированной ч.7 ст. 67 Закона в ЕИС.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 15, ч. 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и о внесении изменений в правила введения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказа Еврейского УФАС России от 08.12.2021 N 180 "О проведении внеплановой проверки в отношении <_>,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях государственного заказчика - <_> нарушение требования части 7 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка продуктов питания (творог) на 1 полугодие 2022 года для нужд <_> (извещение от 29.11.2021 N 0378300011721000113).
2. Выдать государственному заказчику - <_> предписание об устранении нарушения требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанного в пункте 1 настоящего решения.
3. Выдать Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" предписание в целях устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 1 настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 21 декабря 2021 г. N 079/06/99-30/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021