Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Завет" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения санаторий имени Горького Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг на объектах ФГБУ санаторий им. Горького Минздрава России в 2022 году (извещение N 0348100062621000035 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия денным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 18.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 051 896,40 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 10.12.2021.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по критериям, установленным Конкурсной документацией.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1) Заказчиком по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация) установлено, в том числе следующее:
"Показатель 2.1 - "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" НЦБi(1).
Коэффициент значимости (КЗ) =25
Максимальная оценка по показателю - 25 баллов.
Содержание:
Оценивается предложение участника об объемах (суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях), исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 (три) года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника закупки.
Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги охраны объектов и (или) имущества.
Сведения подтверждаются следующими документами: исполненным государственным контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ - реестр исполненных контрактов, содержащий сведения (по каждому контракту) о реестровом номере закупки, наименовании государственного заказчика, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта, копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, по исполненным коммерческим контрактам, по исполненным договорам, заключенным участником закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ - копии указанных договоров и актов сдачи-приемки оказанных услуг, изготовленных на листах формата А4 и содержащих все страницы таких договоров и актов сдачи-приемки оказанных услуг по каждому договору, содержащих сведения о цене договора и стоимости оказанных услуг в рублях.
Данные по контрактам заполняются по форме указанной в Приложении N1. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати".
Комиссия приходит к выводу, что условие о том, что оценке подлежат исполненные государственные контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, сведения об исполнении которых в полном объеме содержатся на Официальном сайте, необоснованно исключает возможность представления в качестве подтверждения опыта контрактов/договоров, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию в Единой информационной системе в сфере закупок.
Кроме того, требование о подтверждении наличия соответствующего опыта исключительно государственными контрактами, заключенными в соответствии с Законом о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку исключает возможность представлять, например, муниципальные контракты.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
При этом, требование об отсутствии нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника закупки, не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку нарушение сроков и наличие иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника закупки в рамках исполнения контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчиком по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия оценки "Квалификация" установлено, в том числе следующее:
"Показатель 2.3 - "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг." НЦБi(3).
(Высший бал присваивается за лучшее предложение, минимальный бал присваивается за худшее предложение).
Значимость показателя: 45%.
Коэффициент значимости показателя: 0,45
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя, количество баллов, присуждаемых по показателю.
Комиссия оценивает обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, с учетом подтвержденных данных, состоящих из 8-и документов на каждого штатного сотрудника охраны:
- копия трудовой книжки и(или) трудового договора;
- копия удостоверения частного охранника;
- копия личной карточки охранника;
- копиями удостоверений о прохождении профессионального обучения по программе переподготовки "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" от 2 уровня квалификации и выше (Приказ Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций");
- копия удостоверения о прохождения обучение своих штатных специалистов по программам пожарно-технического минимума в соответствии с Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций";
- копия удостоверения о прохождения обучение навыкам оказания первой медицинской помощи в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" (вместе с "Инструкцией о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения");
- копия удостоверения о прохождение обучения по антитеррористической защищенности в соответствии с Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
- копия карточки опроса о прохождении экзамена по проведению периодической проверки на пригодность в соответствии с Приказом Росгвардии от 25.11.2019 N 387 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" с копией акта о результатах проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях связанных с применением оружия и специальных средств, частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами".
При этом, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем установлении порядка оценки по указанному показателю, поскольку копии удостоверений о прохождении профессионального обучения по программе переподготовки "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций", копии удостоверения о прохождения обучение своих штатных специалистов по программам пожарно-технического минимума, копии удостоверения о прохождения обучение навыкам оказания первой медицинской помощи, копии удостоверения о прохождение обучения по антитеррористической защищенности, копии карточки опроса о прохождении экзамена по проведению периодической проверки на пригодность не являются документами, подтверждающим наличие соответствующих ресурсов.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по указанному показателю, поскольку оценке подлежат исключительно специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность оценки специалистов, привлеченных на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, что ограничивает количество участников закупки, не соответствует Правилам и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Заказчиком по показателю "Предложение участника по круглосуточному мониторингу оперативной обстановке на объектах с привлечением Оперативно-дежурной части" с использованием пульта централизованного наблюдения" нестоимостного критерия оценки "Квалификация" установлено, в том числе следующее:
"Показатель 2.4 - "Предложение участника по круглосуточному мониторингу оперативной обстановке на объектах с привлечением Оперативно-дежурной части" с использованием пульта централизованного наблюдения" - НЦБi(4)
Значимость показателя: 20%.
Коэффициент значимости показателя: 0,2
Подтверждается:
1) Приказ о создании Оперативно-дежурной части (копия), положение о структурном подразделении, действующем на предприятии участника, приказ о назначении состава Оперативно-дежурной части,
2) копией договора с оператором связи на предоставление услуг связи,
3) Наличие технических систем контроля и управления,
4) Наличие собственного пульта централизованного наблюдения (ПЦН) расположенного в районе дислокации объекта в радиусе не более 5 км - подтверждается наличием копий товарных накладных на оборудование ПЦН и копией действующего лицензионного соглашения на установленное программное обеспечение.
В случае отсутствия в заявке подтверждающих документов, участнику закупки по данному подкритерию (показателю) присваивается ноль баллов, при наличии всех вышеуказанных документов и полного соответствия - 20 баллов.
Показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов. Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в конкурсе. Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе. Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерном установлении порядка оценки в рамках указанного показателя, поскольку пунктом 27 Правил не предусмотрен показатель "Предложение участника по круглосуточному мониторингу оперативной обстановке на объектах с привлечением Оперативно-дежурной части" с использованием пульта централизованного наблюдения" в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Кроме того, порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием исчерпывающего перечня документов и сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки" нестоимостного критерия оценки "Квалификация" установлено, в том числе следующее:
"Оценивается предложение участника закупки по обеспеченности транспортными средствами, имеющими специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки. Сведения подтверждаются копиями договоров купли-продажи, аренды (лизинга) транспортных средств с приложением актов приема-передачи транспортных средств участнику закупки или копиями паспортов транспортных средств, копиями заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на каждое транспортное средство. Заявка участника с наибольшим количеством транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки оценивается большим количеством баллов".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что условие порядка оценки о том, что наличие транспортных средств у участника закупки подтверждается копиями заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на каждое транспортное средство, является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшие условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки" ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае выполнения работ, относящихся к лицензируемым видам деятельности, к участнику закупки должны быть предъявлены соответствующие требования, в том числе требования к составу второй части заявки о наличии лицензии на выполнение работ, подлежащих лицензированию.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Статьей 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности установлен перечень видов охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
При этом, в соответствии с извещением о проведении Конкурса, объектом закупки является оказание охранных услуг на объектах ФГБУ санаторий им. Горького Минздрава России в 2022 году.
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"Исполнитель должен обеспечивать не вооруженную охрану Объекта, а именно: охрану имущества Заказчика, осуществление контрольно-пропускного режима и патрулирование территории; обеспечение общественного порядка на объекте; помощь в организации эвакуации при стихийных бедствиях, пожарах и иных, вынуждающих к этому обстоятельствах".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на оказание частной охранной деятельности.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание частной охранной деятельности, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование о представлении в составе вторых частей заявок участников закупки лицензии на осуществление частной охранной деятельности, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления требований к составу второй части заявок участников закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Завет" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.12.2021 N 50/06/50032эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 декабря 2021 г. N 50/06/50032эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021