Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.12.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"___" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Члены Комиссии:
"___" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"___" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в заседании Комиссии путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от аукционной комиссии электронного аукциона N 0112200000821005586:
- "___",
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "___", действующая на основании доверенности от 20.05.2021 года N 14,
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя "___" (до объявленного перерыва):
- "___", действующий на основании доверенности от 18.10.2021 года N б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы законного представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1",
17.12.2021 года в 16 часов 00 минут в ходе рассмотрения жалобы был объявлен перерыв до 14 часов 10 минут 20.12.2021 года,
рассмотрев жалобу (вх. N 6149 от 13.12.2021 года, 05 часов 16 минут) индивидуального предпринимателя "___"(127253, г. Москва, ул. Псковская, д. 12, корп. 1, кв. 435, ОГРНИП: 320774600429477, ИНН: 771572438982, Дата присвоения ОГРНИП: 19.10.2020) (далее - ИП "___") на положения документации электронного аукциона N 0112200000821005586 "Приобретение расходных материалов к имеющимся аппаратам гемодиализа для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница 1" на 2022 год", начальная (максимальная) цена контракта: 1 406 503,40 рублей, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Согласно жалобе ИП "___" описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно требование к катетеру для гемодиализа о наличии антибактериального покрытия с висмутом соответствует единственному производителю, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
До рассмотрения жалобы (вх. N 6239 от 16.12.2021 года) в адрес Тывинского УФАС России поступило возражение (вх. N 6239 от 16.12.2021 года), в соответствии с которым доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как заказчику требуется катетеры, которым соответствует Вид медицинского изделия - 235880, согласно данным Росздравнадзора с соответствующим видом медицинского изделия зарегистрировано 17 записей, 2 из которых недействительны. Кроем того, катетер для гемодиализа с покрытием висмута обладает наилучшим клинически необходимым свойством, а именно препятствует формированию биопленки на его внутренней поверхности, что необходимо для профилактики суперинфекции у критически больного пациента в условиях ОРИТ. Также рекомендации KDIGO не рекомендуют использовать антибактериальные препараты для предотвращения образования бактериальных пленок, так как это ассоциировано с формированием антибиотико-резистентных штаммов микроорганизмов. Покрытие с содержанием висмута с одной стороны препятствует формированию биопленок, с другой стороны не вызывает формование антибиотико-резистентных штаммов бактерий в условиях ОРИТ, где проблема устойчивости микроорганизмов к антибактериальным препаратам наиболее актуальна. Таким образом, принципиально важно, чтобы катетер был с висмутом. Медицинские изделия с заявленными свойствами не являются эксклюзивными на рынке Российской Федерации поставляются более, чем двумя дистрибьюторами медицинских изделий на территории РФ.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Член аукционной комиссии электронного аукциона N 0112200000821005586, не согласилась с доводами жалобы и поддержала письменные возражения заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержала письменные возражения заказчика.
Рассмотрев жалобу, и возражения к ней, а также выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0112200000821005586 "Приобретение расходных материалов к имеющимся аппаратам гемодиализа для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница 1" на 2022 год", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
03.12.2021 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821005586 "Приобретение расходных материалов к имеющимся аппаратам гемодиализа для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница 1" на 2022 год", начальная (максимальная) цена контракта: 1 406 503,40 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821005586 "Приобретение расходных материалов к имеющимся аппаратам гемодиализа для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница 1" на 2022 год", утверждена приказом от 03.12.2021 года N 6054 Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в лице и.о. министра "___".
Согласно извещению и документации электронного аукциона N 0112200000821005586 заказчиком является ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
Подпунктом 2 пункта 5.2 Порядка предусмотрено, что заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного ответственность за описание объекта закупки несет Заказчик.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе (пусть и без непосредственной ссылки на торговую марку или товарный знак), в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В части 2 статьи 8 Закона контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции (в частности - к необоснованному ограничению числа участников закупок).
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми государственный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона о контрактной системе.
Системное толкование вышеизложенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что включение в условия аукционной документации специальных требований к объекту закупки, заведомо ограничивающих круг ее потенциальных участников, допустимы исключительно в ситуации наличия специфики использования приобретаемого товара. Установление указанной специфики входит в предмет доказывания по рассматриваемой жалобе и подлежит выяснению в ходе рассмотрения дела. Бремя доказывания наличия указанной специфики возлагается на лиц, заявляющих о необходимости установления определённых характеристик товара.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821005586 и пункту 3 части 1 Информационной карты аукционной документации, техническому заданию (описание объекта закупки) документации об электронном аукционе N 0112200000821005586, объектом закупки является поставка "Приобретение расходных материалов к имеющимся аппаратам гемодиализа для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница 1" со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование |
Технические характеристики |
1 |
Катетер гемодиализный для сосудистого доступа
ОКПД2/ КТРУ 32.50.13.110-00005195 |
Описание по КТРУ Стерильная гибкая двухпросветная трубка, предназначенная для использования при создании краткосрочного (не более 30 дней) доступа к центральной вене (яремной, подключичной) и/или бедренной вене, в первую очередь, во время гемодиализа для проведения крови от пациента и возвращения ее обратно пациенту после процедуры искусственного кровообращения; также может использоваться во время гемоперфузий и/или афереза. Изделие предназначено для обеспечения коаксиального потока крови; изделие может быть рентгенопрозрачным. Могут прилагаться изделия, специально предназначенные для введения/обеспечения функционирования катетера (например, игла-интродьюсер). Это изделие для одноразового использования.
Дополнительные требования: Количество просветов (каналов) - 2; Диаметр - 11 F; Длина - 150 мм; Конфигурация - прямой; Артериальный просвет катетера почкообразной формы (позволяет снижать давление доступа, обеспечивая увеличение скорости кровотока.); Материал катетера - термочувствительный полиуретан; Трехслойное покрытие катетера - пленка из сополимера полиуретана-полидиметилсилоксана-поликапролактон/висмута (PUR-PDMS-PCL/Bi) (препятствует адсорбции белка и адгезии клеток, снижает риск тромботических осложнений при использовании катетера); Антимикробное покрытие (с висмутом) снаружи и внутри катетера (уменьшает бактериальную колонизацию, улучшает антибактериальный барьер); Ступенчатый конец катетера ("Пистолет") (позволяет снизить риск образования тромбов, обеспечивает необходимую величину скорости потока на заборе у взрослого пациента при проведении высокопоточных процедур ГД, ГДФ, ГФ.); Стерилизация - этиленоксид; Комплектность - 1 катетер, 1 пункционная игла, 2 инъекционных колпачка, 1 калиброванный направляющий проводник с J-образным наконечником, 1 расширитель, 1 асептическая наклейка, 1 наклейка с гепариновой маркировкой Совместимость с аппаратом экстракорпоральной коррекции гомеостаза PRISMAFLEX, производства "Гамбро Лундия АБ", Швеция, имеющихся в наличии у Заказчика.
|
2 |
Катетер гемодиализный для сосудистого доступа ОКПД2/ КТРУ 32.50.13.110-00005195 |
Описание по КТРУ Стерильная гибкая двухпросветная трубка, предназначенная для использования при создании краткосрочного (не более 30 дней) доступа к центральной вене (яремной, подключичной) и/или бедренной вене, в первую очередь, во время гемодиализа для проведения крови от пациента и возвращения ее обратно пациенту после процедуры искусственного кровообращения; также может использоваться во время гемоперфузий и/или афереза. Изделие предназначено для обеспечения коаксиального потока крови; изделие может быть рентгенопрозрачным. Могут прилагаться изделия, специально предназначенные для введения/обеспечения функционирования катетера (например, игла-интродьюсер). Это изделие для одноразового использования.
Дополнительные требования: Количество просветов (каналов) - 2; Материал катетера - термочувствительный полиуретан; Диаметр - 8 F; Длина - 125 мм; Стерилизация - этиленоксид; Комплектность - 1 катетер, 1 пункционная игла, 2 инъекционных колпачка, 1 калиброванная струна-проводник с J-изогнутым наконечником, 1 расширитель, 1 асептическая наклейка, 1 наклейка с гепариновой маркировкой. Совместимость с аппаратом экстракорпоральной коррекции гомеостаза PRISMAFLEX, производства "Гамбро Лундия АБ", Швеция, имеющихся в наличии у Заказчика. |
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке.
В соответствии с частью 10 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - номенклатурная классификация) утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий", в соответствии с которым классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенному на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, по коду вида медицинского изделия под N 235880 "Катетер для гемодиализа, неимплантируемый", указанного в КТРУ 32.50.13.110-0000519 и возражениях заказчика (вх N 6239 от 16.12.2021 года) имеется 15 действующих записей, среди которых имеются в том числе с антибактериальными покрытиями.
В силу подпункта 3 пункта 3.3 раздела 3 Порядка заявка на закупку должна содержать сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования, в случае подачи заявки на закупку медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств и радиоэлектронной продукции, с учетом того, что использованные в сравнительной таблице модели (марки) оборудования должны соответствовать коэффициенту вариации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Представленная в приложении к возражению заказчика (вх N 6239 от 16.12.2021 года) сравнительная таблица содержит информацию о единственном производителе товара - "Высокопоточный двухпросветный катетер GAMCATH" с покрытием Dolphin Protect, производителем которого является "Гамбро Катетертехник Хехинген" удовлетворяющим потребности заказчика, указанного в описании объекта закупки документации электронного аукциона N 0112200000821005586.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, изучив описание объекта закупки, документы, представленные заказчиком, а также документы, находящиеся в ведении антимонопольного органа по жалобе N 017/06/105-255/2021 приходит к выводу, что последним осуществляется закупка медицинского изделия конкретного производителя "Гамбро Катетертехник Хехинген", о чем свидетельствует установленное заказчиком требование к антибактериальному покрытию "с висмутом".
Доказательства, подтверждающие, что требования, установленные в техническом задании (описание объекта закупки) документации об электронном аукционе N 0112200000821005586 обусловлены спецификой применения медицинского оборудования, а также того, что на рынке имеются иные производители катетеров, производящих (поставляющих) товар, соответствующий потребностям заказчика в материалах дела, не представлены.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления в описании объекта закупки документации электронного аукциона N 0112200000821005586 требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.
Таким образом, довод заявителя о том, что в документации электронного аукциона N 0112200000821005586 установлены требования к уникальным товарам, соответствующим только конкретному производителю, является обоснованным.
Указанные выше действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "___"обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в описании объекта закупки документации электронного аукциона N 0112200000821005586 требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1", оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"___" |
Члены Комиссии |
"___" "___" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 декабря 2021 г. N 017/06/105-306/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021