Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "СК Интег" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Конкурсная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство второго подающего водовода от водозаборных сооружений на Нижне-Сысертском водохранилище (2 этап)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0362300015521000007) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников конкурса" (далее - Критерий), поскольку неправомерно установлено требование к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых участниками закупки к оценке;
2) ненадлежащим образом установившего требования к банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.12.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 22.12.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 434 907 962 рубля;
4) источник финансирования - бюджет муниципального образования Каменск-Уральский городской округ, КБК - 90505020560263000414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.12.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, поскольку неправомерно установлено требование к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых участниками закупки к оценке.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Пунктом 27 (2) Правил оценки заявок предусмотрены особые требования к показателям нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" и порядку подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, устанавливаемые при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Так, в документации о закупке вышеназванных работ устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27(3) Правил для оценки заявок по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, учитываются в том числе контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, объектом закупки является выполнение работ по строительству второго подающего водовода от водозаборных сооружений на Нижне-Сысертском водохранилище.
Согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю Критерия оценке подлежит 1 контракт (договор), исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", со стоимостью не менее 650 000 000 рублей по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
При этом документом, подтверждающим наличие опыта выполнения работ у участника Конкурса, является, в том числе копия исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, заключенного ранее участником Конкурса.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках Критерия в соответствии с пунктом 27(2) Правил установлен показатель "Количество контрактов (договоров)".
Вместе с тем, изучив указанный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в порядке оценки заявок участников закупки по Критерию показатель, не предусмотренный пунктом 27 (2) Правил, не соответствуют Правилам.
При этом требование порядка оценки заявок на участие в Конкурсе о предоставлении к оценке по Показателю Критерия контракта (договора) со всеми приложениями, например, с графиком выполнения работ, проектной документацией, не является подтверждением надлежащего исполнения участником закупки контракта (договора), в связи с чем непредоставление в составе заявки на участие в закупке указанных документов не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия в части установления требования к минимальной стоимости контрактов (договоров), подлежащих оценке по Показателю Критерия, не соответствует положениям пункта 27 (2) Правил, а также Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно установившего требования к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых к оценке по Показателю Критерия, о предоставлении всех приложений, а также установления показателя Критерия, не предусмотренного пунктом 27(2) Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта.
В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
На заседании Комиссии представитель Заявителя 21.12.2021 отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией довод не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Интег" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу от 22.12.2021 N 28/06/105-1834/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 декабря 2021 г. N 28/06/105-1834/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021