Резолютивная часть решения оглашена 24.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 27.12.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя -ООО "АС Мед": _. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "АС Мед" на положения документации об электронном аукционе N303-ЭА-21, средство гемостатическое на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающееся (реестровый номер 0346200001021000305) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 20.12.2021 поступила жалоба ООО "АС Мед" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заказчик, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя указывает, что описание объекта закупки по позициям 1 и 2 содержит требования к характеристикам закупаемого товара - уровень кислотности pH и размеру необходимых к закупке гемостатических средств, которому соответствует продукция конкретного производителя: по поз. N1 - Willocell Fibril 2,6 см х 5,1 см.; по поз N2 -Willocell Knit 2,6 см х 2,6 см, что приводит к ограничению количества участников закупки.
От заказчика поступили письменные возражения по доводу жалобы.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя заявителя, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 22.12.2021 N877, Комиссия установила следующее.
Документация об электронном аукционе N303-ЭА-21 средство гемостатическое на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающееся (реестровый номер 0346200001021000305) и извещение размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 394 925,40 рублей.
Комиссия Липецкого УФАС России, исследовав доводы жалобы заявителя, приходит к следующим выводам.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст.3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиком основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из анализа данной нормы Закона о контрактной системе следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
Кроме того, в силу с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
А в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности в средстве гемостатическом на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающемся. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика и равного доступа к участию в торгах.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Кроме того, также следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является закупка средства гемостатического на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающегося.
Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара установлены в п.6 аукционной документации, в виде таблицы. При этом выявлено, что данные требования установлены заказником в виде максимальных и минимальных значений показателей, т.е. неконкретно.
В тоже время, как установлено из пояснений представителя заявителя, заявителем оспариваются позиции описания объекта закупки, содержащие, в том числе, следующие требования к показателям необходимого к поставке товара:
N п\п |
Наименование, параметр (характеристика) товара |
Наличие функции или величина параметра, количество |
Обоснование внесения дополнительных характеристик Заказчиком |
1 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения. |
120 шт. |
КТРУ 32.50.50.190-00000313. |
1.5. |
Уровень кислотности pH |
Не менее 2.2 и не более 2.5 |
При данном уровне pH подтверждается антибактериальный эффект |
1.13. |
Размер |
не менее 2,6 см х 5,1 см и не более 2,8 см х 5,3 см |
Данный диапазон размеров подобран в соответствии со спецификой проведения хирургических процедур |
2 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения. |
60 шт. |
КТРУ 32.50.50.190-00000313 |
2.5. |
Уровень кислотности pH |
Не менее 2.2 и не более 2.5 |
При данном уровне pH подтверждается антибактериальный эффект |
2.13 |
Размер |
не менее 2,6 см х 2,6 см и не более 2,8 см х 2,8 см |
Данный диапазон размеров подобран в соответствии со спецификой проведения хирургических процедур |
Так, по мнению представителя заявителя, заказчиком по позициям 1 и 2 ненадлежащим образом установлены требования к следующим характеристикам закупаемого товара: уровень кислотности pH и размер необходимых к закупке гемостатических средств, которым соответствует продукция конкретного производителя: Willocell Fibril 2,6 см х 5,1 см и Willocell Knit 2,6 см х 2,6 см, соответственно, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем, как было установлено из представленных заказчиком в материалы жалобы документов, закупка средства гемостатического на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающегося обусловлена его потребностью для хирургических вмешательств в области нейрохирургии у несовершеннолетних пациентов. В аукционной документации отражены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара с указанием обоснований внесения дополнительных характеристик заказчиком. Так, в позициях N1 и N2 Технического задания указан уровень кислотности рН не менее 2.2 и не более 2.5. Как указано графе "Обоснование внесения дополнительных характеристик заказчиком": При данном уровне рН подтверждается антибактериальный эффект. Указанный в позициях размер: п. 1.13 - не менее 2,6 см х 5,1 см и не более 2,8 см х 5,3 см, п. 2.13 - не менее 2,6 см х 2,6 см и не более 2,8 см х 2,8 см также обоснован заказчиком: Данный диапазон размеров подобран в соответствии со спецификой проведения хирургических процедур. Заказчик оказывает специализированную медицинскую помощь детскому населению. Послеоперационный период реабилитации пациентов является сложным процессом, требующим постоянного контроля. В связи с этим, при закупке товара заказчик руководствуется исключительно проверенной и доказанной, имеющей клиническую базу исследований, информацией, а также использует свой опыт применения тех или иных материалов, что дает максимальные гарантии качества жизни пациентов. Поэтому именно указанные размеры и указанный уровень кислотности гемостатических материалов является целесообразным. Принцип гемостатического действия окисленной восстановленной целлюлозы заключается в том, что при контакте с кровью создается кислая среда, в которой собственные тромбоциты и разрушившиеся эритроциты, выделившие кислый гематин, выступают в роли каркаса для образования тромбоцитарного сгустка. Кислая среда в зоне повреждающего воздействия создает условия для выраженной противомикробной активности гемостатического материала, в том числе и в отношении антибиотико-резистентных микроорганизмов, поскольку низкий pH влияет на довольно широкий спектр бактерий и, в отличие от антибиотиков, не имеет узко специфичного механизма действия. Появление антибиотико-резистентных микроорганизмов создает большую опасность для больных, подвергшихся хирургическим вмешательствам. При инфекциях, вызванных антибиотико-резистентными микроорганизмами, лечение и выздоровление больных осложняется. Спектр антибактериальной активности напрямую связан с уровнем кислотности. Таким образом, требуемый уровень кислотности (рН <2,5) способен уменьшить потенциальное количество послеоперационных осложнений, что чрезвычайно важно для заказчика. Расширение диапазона уровня рН является для заказчика не приемлемым условием, т.к. возникает риск недостаточного антибактериального воздействия гемостатического материала. Указанный гемостатический материал предназначен для применения в детской нейрохирургии. Детская нейрохирургия - одна из самых сложных отраслей медицины, требующая высокой точности. Точность обусловлена как анатомическими особенностями, так и спецификой нейрохирургических заболеваний в детском возрасте. Требования заказчика, указанные в документации об аукционе, требования к качеству и размерам обусловлены опытом заказчика. Указанные в аукционной документации характеристики обусловлены потребностью лечебного учреждения для осуществления надежного гемостаза при проведении нейрохирургических операций. Данный диапазон размеров подобран в соответствии со спецификой проведения хирургических процедур и обусловлено необходимостью в определенной эффективной площади покрытия.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Следовательно, при формировании характеристик требуемого к поставке товара, заказчик исходил из собственных потребностей, которые были обоснованы им в представленных на заседание Комиссии Липецкого УФАС России документах при рассмотрении жалобы заявителя.
При этом, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять объект закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, при описании товара заказчик вправе определить требования к характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, также не вправе определять и государственные нужды.
Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Липецкое УФАС России не представлено.
Также следует отметить, что Комиссией Липецкого УФАС России учтена правовая позиция, изложенная Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). Согласно указанному Обзору, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу NА06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Более того, необходимо отметить, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 NФ01-2642/2015 по делу NА38-5844/2014 указал, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Также, следует отметить, статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, из смысла вышеприведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.
Однако, на заседание Комиссии антимонопольного органа каких-либо документов, подтверждающих факт того, что требования к характеристикам товара, указанные заказчиком в описании объекта закупки, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке, заявителем представлено не было. Более того, доказательств, что оспариваемые заявителем положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, не позволяют участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, препятствуют каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, а также доказательства, позволяющие Комиссии Липецкого УФАС России прийти к однозначному мнению об обоснованности довода жалобы, в Липецком УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены.
При этом следует учесть, как было установлено, на участие в рассматриваемой закупке от участников поступило 2 заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся вышеуказанного описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является необоснованной.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АС Мед" на положения документации об электронном аукционе N303-ЭА-21, средство гемостатическое на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающееся (реестровый номер 0346200001021000305) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 24 декабря 2021 г. N 048/06/105-1645/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021