Резолютивная часть решения оглашена 27.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по обустройству сквера по ул. Октябрьская с. Красное Краснинского района Липецкой области (реестровый номер 0846600000621000150) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 884 от 23.12.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 21.12.2021 поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, муниципальное казенное учреждение "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Краснинского муниципального района" (далее - уполномоченное учреждение), администрация сельского поселения Краснинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области (далее - заказчик), надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направили.
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком неправомерно не установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление 617).
Заказчик и уполномоченное учреждение не согласны с жалобой заявителя, предоставили письменные возражения.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) утвержден Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД2).
По мнению заявителя, заказчиком при выполнении работ, в числе прочих, закупаются товары - "Уличный тренажер". При этом, вышеуказанный товар соответствует коду ОКПД2 "32.30.14.110 - Инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой", указанному в перечне промышленной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Таким образом, в отношении рассматриваемого товара распространяются ограничения в соответствии с Постановлением N617, тем самым заказчик в аукционной документации не установил ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Объектом закупки является выполнение работ по обустройству сквера по ул. Октябрьская с. Красное Краснинского района Липецкой области.
При этом, согласно извещению о проведении электронного аукциона, заказчиком установлен код ОКПД2 "42.99.12.124 - Территории парковые и парки для отдыха".
При этом, в своих возражениях заказчик указал, что к товару "Уличный тренажер" не может быть применен код ОКПД "32.30.14.110 - Инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой", поскольку данный код относится к оборудованию, применяемому в закрытых помещениях, а товар требуемый заказчику это уличный тренажер, который монтируется на улице, в зонах отдыха и относится к элементам благоустройства, а именно: к малым архитектурным формам. Вместе с тем, в общероссийском классификаторе отсутствует иной код ОКПД2, который мог бы подойти под объект закупки.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Исходя из вышеизложенного, заказчиком правомерно установлен код ОКПД2 "42.99.12.124 - Территории парковые и парки для отдыха", который отсутствует в Перечне.
При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч. 3, 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, которое заключаются в следующем.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Указанные дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства N 99.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п.13.10 аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: дополнительные требования к участникам закупки, установленные Постановлением Правительства РФ "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" от 04.02.2015 N 99:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в качестве соответствия требованиям Постановлению 99, что является нарушением ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению. В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В силу п.1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком) либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (часть 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, условия о порядке приемки товара при осуществлении поставки товара, определяется условиями заключенного контракта и формируются заказчиком при осуществлении каждой конкретной закупки индивидуально.
Проанализировав проект контракта Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что раздел 8 содержит условия о приемке выполненных работ.
Так, в частности, в п. 8.1. проекта контракта указано, что по завершению выполнения Работ Подрядчик представляет Заказчику в двух экземплярах: акт сдачи-приемки результатов работ по форме КС-2, справку по форме КС-3, счет-фактуры для оплаты, а также акты производства скрытых работ.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в техническом задании помимо требований к работам, содержатся сведения о товарах, поставляемых заказчику при выполнении работ, которые будут переходить на баланс заказчика, а именно: "детский игровой комплекс, качели двойные, качалка на пружине, спортивный комплекс, уличный тренажер и т.д.".
Однако, как установлено, проект контракта в нарушение требований ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системе не содержит порядок и сроки осуществления заказчиком приемки поставляемого при выполнении рассматриваемых работ товара.
Установленные нарушения ч. 3, 4 ст.64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по обустройству сквера по ул. Октябрьская с. Красное Краснинского района Липецкой области (реестровый номер 0846600000621000150) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч. 3,4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 декабря 2021 г. N 048/06/105-1655/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021