Резолютивная часть решения оглашена 24.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 29.12.2021.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение областного государственного унитарного предприятия "Липецкий районный водоканал" (далее также -заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.03.2021 N0546500000321000006_336027 на выполнение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Модернизация системы водоснабжения с. Кузьминские Отвержки, с. Копцевы Хутора, Тюшевка, д. Студеные Выселки Липецкого района" (реестровый номер контракта 2482305255521000005), заключенного между ОГУП "Липецкоблводоканал" и ООО "Баскак" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0546500000321000006, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "Баскак" условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 21.12.2021 N872 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя государственного унитарного предприятия "Липецкий районный водоканал": _. (по доверенности).
В адрес ООО "Баскак" было направлено уведомление о месте и времени рассмотрения настоящего обращения.
Рассмотрение обращения было назначено на 23.12.2021 в 10.30 ч. Однако, с целью получения дополнительной информации, рассмотрение обращения отложено на 24.12.2021 на 16.00 ч.
В Липецкое УФАС России 17.12.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Баскак" (далее по тексту также - общество, подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 05.03.2021 N0546500000321000006_336027 на выполнение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Модернизация системы водоснабжения с. Кузьминские Отвержки, с. Копцевы Хутора, Тюшевка, д. Студеные Выселки Липецкого района" (реестровый номер контракта 2482305255521000005).
Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что поскольку подрядчиком не были выполнены работы, предусмотренные контрактом в установленный срок, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
05.03.2021 между заказчиком и обществом заключен контракт N0546500000321000006_336027 на выполнение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Модернизация системы водоснабжения с. Кузьминские Отвержки, с. Копцевы Хутора, Тюшевка, д. Студеные Выселки Липецкого района" (реестровый номер контракта 2482305255521000005) (далее -контракт).
Согласно п.1.1-1.3 контракта, подрядчик в установленные сроки согласно Контракту обязуется выполнить комплекс мероприятий по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Модернизация системы водоснабжения с. Кузьминские Отвержки, с. Копцевы Хутора, Тюшевка, д. Студеные Выселки Липецкого района" (далее Работа, ПСД или Документация) и передать результат работ Заказчику.
Документация разрабатывается Подрядчиком на основании:
- Технического задания на выполнение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации, являющегося Приложением N1 к настоящему Контракту;
- Исходных данных для проектирования предоставляемых Заказчиком.
Выполненная в рамках настоящего Контракта Работа должна соответствовать требованиям нормативных документов, Градостроительному кодексу Российской Федерации, другим действующим нормативным актам Российской Федерации, в части состава, содержания и оформления проектной документации в области архитектурно-строительного проектирования, а также Технического задания на выполнение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации, являющегося Приложением N1 к настоящему Контракту.
При этом, техническим заданием (приложение N1 к контракту), в числе прочего, предусмотрено следующее:
N п.п. |
Перечень основных требований |
Содержание требований |
1.11 |
Этапы выполнения работ |
1 этап "Согласование трассы прохождения линейного объекта": - проработка трассы прохождения линейного объекта; - согласование предварительной схемы размещения объекта с администрацией муниципального района. - предоставление материалов 1-ого этапа работы Заказчику. 2 этап "Инженерные изыскания": - инженерно-геодезические; - инженерно-геологические; - инженерно-гидрометеорологические (по необходимости); - инженерно-экологические (по необходимости); - археологическое обследование (по необходимости); - предоставление материалов 2-ого этапа работы Заказчику. 3 этап "Формирование земельного участка в соответствии с согласованной схемой размещения объекта": - разработка проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории под строительство линейного объекта - далее ППиМТ); - утверждение ППиМТ; - предоставление материалов 3-ого этапа работы Заказчику. 4 этап "Проектные работы": - Проектирование. Стадийность: "Проектная документация" + "Сметная документация" + "Рабочая документация" (далее ПСД); - предоставление материалов 4-ого этапа работы Заказчику. 5 этап "Государственная экспертиза": - прохождение Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации и достоверности определения сметной стоимости строительства; - предоставление материалов 5-ого этапа работы Заказчику. |
1.12 |
Сроки выполнения работ |
120 календарных дней с даты заключения контракта |
7.1 |
Контроль работ |
Представитель Заказчика вправе во всякое время проверять ход и качество работ, выполняемых Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность; организовывать выездные совещания в ходе выполнения работ с обязательным присутствием представителей Подрядчика. Заказчик имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время в течение всего периода выполнения работ. |
7.2 |
Приемка работ |
1-й этап: Подрядчик передает Заказчику согласованные Предварительные схемы размещения объекта на кадастровой карте территории (по каждому объекту самостоятельно). 2-й этап: По инженерно-геодезическим работам: - выдать технический отчет о выполнении изысканий в 5-и экземплярах на бумажном носителе (по каждому разделу самостоятельно); - выдать технический отчет о выполнении изысканий в 1-ом экземпляре на электронном носителе (идентичный бумажному экземпляру) в формате DOC, XLS, PDF (по каждому разделу самостоятельно); - Выдать топографическую съемку в электронном виде в 1-ом экземпляре на электронном носителе (идентичный бумажному экземпляру) в формате DWG, PDF (по каждому разделу самостоятельно). По инженерно-геологическим работам: - выдать технический отчет о выполнении изысканий в 5-и экземплярах на бумажном носителе (по каждому разделу самостоятельно); - выдать технический отчет о выполнении изысканий в 1-ом экземпляре на электронном носителе (идентичный бумажному экземпляру) в формате DOC, XLS, PDF (по каждому разделу самостоятельно). 3-й этап: Подрядчик передает Заказчику: 1) схемы границ сервитутов в 5-х экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде (формате pdf. DWG); Исполнитель передает Заказчику: 4-й и 5-й этапы: Проектную и рабочую документацию Подрядчик передает Заказчику (в полном составе, в т.ч. пояснительную записку, чертежи проекта и сметы, Положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации и достоверности определения сметной стоимости строительства) в 5-и экземплярах на бумажном носителе и дополнительно один экземпляр на электронном носителе: - формат представления электронной версии текстовых материалов DOC, XLS; - формат представления чертежей DWG (AutoCAD); - электронная версия PDF (с возможностью копирования текстовой информации), - сметы в формате GSF, XLS. |
Согласно п.3.1.-3.2 контракта, подрядчик приступает к исполнению настоящего контракта со дня его подписания. Срок выполнения работ: 120 календарных дней.
Таким образом, согласно вышеуказанных положений контракта и технического задания, работы по контракту должны быть выполнены подрядчиком с момента его подписания и в течение 120 календарных дней.
В соответствии с п.5.4.1.-5.4.2 контракта подрядчик обязался:
- выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием (Приложение N 1),
- передать Заказчику выполненную и надлежаще оформленную Работу в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
При этом, согласно п.5.1.3 контракта, заказчик вправе требовать от Подрядчика выполнения работ в объеме, определённом Техническим заданием на выполнение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации (Приложение N1) и сдачи результатов работ в сроки, предусмотренные Контрактом.
Согласно п.4.2.-4.4 контракта, рассмотрение предъявленных Подрядчиком результатов Работы Заказчиком осуществляется в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня их получения. В срок, указанный в п. 4.2 настоящего Контракта Заказчик обязан согласовать результаты Работы, либо предоставить Подрядчику мотивированный отказ от согласования Работ. Акт сдачи-приёмки выполненных работ подписывается Сторонами при отсутствии замечаний Заказчика к результатам Работы. Дата подписания такого акта является датой окончания Подрядчиком Работ.
Вместе с тем, из представленных документов следует, что работы, предусмотренные контрактом, в установленный контрактом срок - 120 календарных дней со дня его подписания (т.е. до 06.07.2021), подрядчиком выполнены не были.
При этом, 06.07.2021 заказчик в направленном в адрес подрядчика письме указал на необходимость предоставления в течение 10 дней после получения данного письма результатов работ по контракту.
Однако, как установлено, по состоянию на 17.07.2021 результаты работ по контракту подрядчиком заказчику сданы не были. В связи с чем, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п.9.5.-9.6 контракта, настоящий контракт предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой расторжения контракта, согласно представленным сведениям, является 07.12.2021.
Вместе с тем, в силу п.15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, из п.15 Правил, в том числе, следует, что нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению его в единой информационной системе, влечет отказ во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, при проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
Как было вышеизложено, в силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
27.10.2021 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое лишь 02.11.2021 было размещено в единой информационной системе.
Сведения, свидетельствующие о получении обществом указанного решения, в материалах проверки отсутствуют.
Вместе с тем, установлено, что заказчик не направил подрядчику данное решение телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Исходя из совокупного анализа действий заказчика по направлению подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установлено, что заказчиком нарушен порядок направления принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчику, установленный ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, что привело к невозможности подрядчику ознакомиться с данным решением и в срок, установленный заказчиком и законом, устранить допущенные нарушения.
Более того, следует отметить, что в соответствии с п.13.2. контракта, все изменения, вносимые в настоящий Контракт в ходе его исполнения, оформляются дополнительными соглашениями и вступают в силу после их подписания обеими Сторонами. Дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Так, в материалы проверки представлены документы о запланированных мероприятиях по проведению реорганизации ОГУП "Липецкий областной водоканал". Так, согласно постановления администрации Липецкой области от 01.02.2021 N24 поручено управлению ЖКХ Липецкой области и управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области в срок до 01.07.2021 обеспечить осуществление необходимых юридический действий по реорганизации ОГУП "Липецкоблводоканал" в форме разделения на областные государственные унитарные предприятия.
Как установлено, после указанной даты заказчик - ОГУП "Липецкоблводоканал", как сторона по рассматриваемому контракту, был реорганизован в форме разделения на областные государственные унитарные предприятия, в числе которых, образовалось ОГУП "Липецкий районный водоканал".
Однако, как установлено, в связи с реорганизацией заказчика сторонами не было оформлено дополнительное соглашение, в соответствии с которым заказчиком по рассматриваемому контракту стал ОГУП "Липецкий районный водоканал". Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении заказчиком п.13.2. контракта, что по мнению Комиссии Липецкого УФАС России могло ввести общество в заблуждение при направлении заказчиком в его адрес требований об исполнении условий рассматриваемого контракта от имени иного лица, не являющегося стороной по рассматриваемому контракту- ОГУП "Липецкий районный водоканал".
В связи с вышеизложенным, ввиду отсутствия подписанного сторонами дополнительного соглашения, в соответствии с которым заказчиком по рассматриваемому контракту стал ОГУП "Липецкий районный водоканал", указанный заказчик не вправе был 27.10.2021 принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Также, необходимо отметить, что согласно ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Так, 17.12.2021 заказчиком в Липецкое УФАС России направлено обращение о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, установлено, что датой расторжения рассматриваемого контракта является 07.12.2021. Следовательно, надлежащей датой направления заказчиком в Липецкое УФАС России обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта является дата- не позднее 10.12.2021.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Нарушение ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32 КоАП РФ. Нарушение ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Баскак" (_.).
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.12 ст.95, ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 24 декабря 2021 г. N РНП-48-322с/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021