Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - С_, действующей на основании доверенности N13-ИВ/14817 от 24.11.2021 года (со сроком действия 1 (один) год);
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "_", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела (представлено ходатайство о рассмотрении N013/06/54.7-696/2021 в отсутствие представителей заявителя);
рассмотрев 22 декабря 2021 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "_" (далее - ООО "_", Заявитель) на действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0109100002021000083 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, на территории Чувашской Республики (за счет средств 2022 года) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 17.12.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 20.12.2021 года N 801 рассмотрение жалобы назначено на 22.12.2021 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 20.12.2021 года N 801 о назначении дела N 013/06/54.7- 696/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Извещение N0109100002021000083 и документация о проведении Конкурса размещены Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.11.2021 11:55 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 900 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.12.2021 10:00.
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 08.12.2021 12:30.
Дата подачи окончательных предложений: 10.12.2021.
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 13.12.2021 12:30.
Код бюджетной классификации: 16701133960592150244.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе по доводам жалобы Заявителя представлены письменные возражения (вх.N6654 от 21.12.2021 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В части довода Заявителя о неверно выбранном Заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации открытого конкурса в электронной форме может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
В соответствии с пунктом 3.37. Административного регламента в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится, и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Как отмечалось ранее, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 08.12.2021 10:00.
Заявителем подана жалоба 17.12.2021 года. Срок подачи Заявителем жалобы на положения документации пропущен, в связи с чем данные доводы Заявителя в части обжалования положений аукционной документации Мордовским УФАС России не рассматриваются.
Согласно доводам жалобы Заявителя (1-2) при присвоении результатов оценки заявке Заявителя при подведении итогов Конкурса конкурсной комиссией нарушены правила и порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостному критерию по следующим показателям: "Наличие сотрудника, имеющего высшее юридическое образование (с условием: стаж работы по специальности 2 года и более)"; "Наличие документально подтвержденного опыта оказания соответствующих услуг (реализация арестованного имущества) в виде долгосрочных (на срок не менее 6 месяцев) контрактов (договоров) для государственных органов исполнительной власти в 2017-2021 годах, по которым завершено исполнение в части оказания услуг.".
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе.
Как указано в части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 16 Правил количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", "стоимость жизненного цикла" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
,
где:
Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если Цmin < 0,
,
где Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
В силу пункта 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В соответствии с пунктом 24 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
В соответствии с критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, исходя из предельных величин значимости критериев оценки заявок участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение к Правилам), значимость стоимостного критерия составила 60%, а нестоимостного критерия - 40%.
В приложении N 2 к Информационной карте Конкурса установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости и порядок рассмотрения и оценки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и значимость критериев:
1) цена контракта - значимость 60 процентов;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость 40 процентов.
Сумма величин значимости критериев оценки заявок на участие составляет 100 процентов.
По окончании указанного в извещении срока подачи заявок года 08.12.2021 10:00 (время московское) поступило 4 (четыре) заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме под идентификационными номерами: N 1 - ООО "А_.", N 3 - ООО "Т_", N 5 - ООО "С_.", N 2 - ООО "С_", которые допущены до участия в Конкурсе.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 14.12.2021 г. N 83-ОК-2021/РАИ конкурсная комиссия приняла решение признать победителем открытого конкурса в электронной форме общество с ограниченной ответственностью "А_", который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пункте 3 и пункте 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, жалоба на присвоение результатов оценки по нестомостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Мордовского УФАС России, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
При этом Комиссией Мордовского УФАС России проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлены следующие показатели критерия:
N п/п |
Нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Величина значимости показателя |
1 |
Наличие документально оформленных прав на складские помещения площадью не менее 100 кв.м., пригодные для хранения реализуемого имущества. Складские помещения должны быть оборудованы системами охраны, пожарной сигнализации, видеонаблюдения. Охрана - круглосуточная. Предельно необходимое максимальное значение - 200 кв.м. |
25 |
2 |
Наличие документально оформленных прав на стоянки с покрытием (асфальт, бетон), площадью не менее 500 кв.м. Площадка для хранения транспорта должна быть оборудована системами охраны, видеонаблюдения, иметь круглосуточную охрану, ограждение выстой не менее 2000 мм. Предельно необходимое максимальное значение - 1000 кв.м. |
20 |
3 |
Наличие документально оформленных прав на помещение для проведения торгов площадью не менее 25 кв.м. Предельно необходимое максимальное значение - 50 кв.м. |
20 |
4 |
Наличие документально подтвержденного опыта оказания соответствующих услуг (реализация арестованного имущества) в виде долгосрочных (на срок не менее 6 месяцев) контрактов (договоров) для государственных органов исполнительной власти в 2017-2021 годах, по которым завершено исполнение в части оказания услуг. Предельно необходимое максимальное значение - 3 шт. |
30 |
5 |
Наличие сотрудника, имеющего высшее юридическое образование (с условием: стаж работы по специальности 2 года и более) |
5 |
Сумма баллов |
100 |
Документами, подтверждающими соответствие участника конкурса нестоимостным критериям, согласно конкурсной документации, являются документы, подтверждающие зарегистрированные права владения, распоряжения, пользования на объекты недвижимого имущества; документы, подтверждающие обеспечение охраны объекта недвижимости; выписка из штатного расписания с приложением соответствующих дипломов сотрудников; копии контрактов (договоров) на оказание соответствующих услуг, документы подтверждающие исполнение контракта в части оказания услуг.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что по нестоимостноvу критерию "Наличие сотрудника, имеющего высшее юридическое образование (с условием: стаж работы по специальности 2 года и более)" конкурсной документацией не установлено предельно необходимое максимальное значение, так как для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), соответственно оценка заявок производилась конкурсной комиссией в соответствии с пунктом 23 Правил, с учетом того, что лучшее предложение по указанному показателю поступило от общества с ограниченной ответственностью "А_" (представлены сведения о двух сотрудниках).
Кроме того, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО "С_" по показателю нестоимостного критерия "Наличие документально подтвержденного опыта оказания соответствующих услуг (реализация арестованного имущества) в виде долгосрочных (на срок не менее 6 месяцев) контрактов (договоров) для государственных органов исполнительной власти в 2017-2021 годах, по которым завершено исполнение в части оказания услуг. Предельно необходимое максимальное значение - 3 шт." Заявителем представлены: государственный контракт N0109100002019000117 от 27 февраля 2020 года; государственный контракт N0109100002018000096-0045693-01 от 09 января 2019 года; контракт N4/2020 от 23.01.2020 года. При этом конкурсной комиссией Заказчика приняты к оценке только государственный контракт N0109100002019000117 от 27 февраля 2020 года; государственный контракт N0109100002018000096-0045693-01 от 09 января 2019 года (контракт N4/2020 от 23.01.2020 года заключен на срок менее 6 месяцев).
На заседании Комиссии Заявителем не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика норм Закона о контрактной системе и несоблюдении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявки Заявителя относительно обжалуемых показателей.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия конкурсной комиссии Заказчика при оценке заявок участников Конкурса являются правомерными и не противоречат порядку оценки, установленному в конкурсной документации, а также нормам Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы признаются Комиссией Мордовского УФАС России необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. Объектом закупки является оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, на территории Чувашской Республики (за счет средств 2022 года) (пункт 4 Информационной карты Конкурсной документации).
Полная характеристика объема оказываемых услуг отражена в Техническом задании, являющимся приложением N1 к проекту государственного контракта, согласно которому в перечень действий по оказанию услуг и их объем входит:
"Реализация имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, в том числе:
- получение по указанию Заказчика от уполномоченных органов имущества и/или документов, необходимых для его реализации;
- организация сохранности полученного имущества;
- предоставление информации о реализуемом на торгах имуществе для размещения на сайте Заказчика;
- организация и проведение торгов;
- заключение договора купли-продажи имущества с покупателем;
- передача имущества и/или документов покупателю в сроки, установленные Заказчиком;
- предоставление документов на государственную регистрацию перехода права собственности;
- возврат имущества в связи с истечением срока реализации либо в связи с отзывом в соответствии с постановлением судебных приставов-исполнителей структурных подразделений УФССП России по Чувашской Республике;
- в случае отзыва имущества с реализации в соответствии с постановлением судебных приставов-исполнителей структурных подразделений УФССП России по Чувашской Республике предоставление Заказчику данного постановления с актом возврата;
- предоставление отчета о результатах реализации имущества по каждому поручению, выданному Заказчиком, с приложением документов (в том числе копий платежных поручений);
- при реализации имущества на торгах предоставление Заказчику первичных документов, на основании которых должны быть произведены расчеты с контрагентами и бюджетом (договор купли-продажи, протокол о результатах торгов, протокол о признании торгов несостоявшимися, протокол об отмене торгов, протокол окончания приема и регистрации заявок, акт передачи имущества покупателю в сроки, установленные настоящим Контрактом, в том числе направление сканобразов этих документов на адрес электронный почты, указанный в настоящем Контракте, в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (оформления).
- при реализации имущества на комиссионных началах обеспечение получения денежных средств от покупателя и перечисление их на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа ФССП России в сроки, установленные настоящим Контрактом;
- при реализации имущества на комиссионных началах перечисление в федеральный бюджет в установленном законодательством о налогах сборах порядке суммы НДС при реализации имущества в сроки, установленные настоящим Контрактом с представлением копии платежного поручения в адрес Заказчика;
- сообщение Заказчику по его требованию всех сведений о ходе исполнения поручений".
При этом, в извещении о проведении Конкурса в электронной форме N0109100002021000083 Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - 84.11.11.113 "Услуги территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации".
Согласно введению к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 года N 14-ст, следует, что ОКПД2 входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации, построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008). ОКПД2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, в том числе с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что КПЕС 2008 гармонизирован со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред. 2), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 построен на основе гармонизации с КДЕС Ред. 2, а ОКПД2 построен на основе гармонизации с КПЕС 2008, как правило, устанавливается соответствие для первых четырех знаков кодов между видом деятельности в ОКВЭД2 и результатом этого вида деятельности в виде продукции (услуги, работы) в ОКПД 2.
Из изложенного следует, что ОКВЭД2 классифицирует виды экономической деятельности хозяйствующего субъекта, а ОКПД2 - виды продукции (работы, услуги), производимой им в результате осуществления деятельности, следовательно, выбор Заказчиком конкретного ОКПД2, в том числе зависит от вида деятельности, оказываемой исполнителем по контракту.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что установленному Заказчиком коду ОКПД2 - 84.11.11.113 "Услуги территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации" соответствует код ОКВЭД2 - 84.11 "Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего характера".
Однако, из конкурсной документации следует, что потенциальный исполнитель контракта осуществляет реализацию арестованного имущества посредством организации и проведения торгов, а также на комиссионных началах. Данная деятельность соотносится с кодом ОКВЭД2 - 47 "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами" (согласно расшифровке включающему, в том числе предоставление услуг аукционов по торговле вне магазинов, розничную торговлю комиссионными агентами и т.д.), которому соответствует код ОКПД2 - 47 "Услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами". При этом в рассматриваемом случае группа, подгруппа, вид, категория и подкатегория кода ОКПД2 должны определяться Заказчиком самостоятельно с учетом специфики закупки в области применения (например: позиция 47.99.90.000 - "Услуги по прочей розничной торговле вне магазинов, нестационарных торговых объектов, рынков, не включенной в другие группировки" и т.д.).
Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что установленный для оспариваемой закупки N0109100002021000083 код ОКПД2 - 84.11.11.113 характеризует исключительно деятельность Заказчика (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Заказчика по ОКВЭД2 является 84.11.8 "Управление имуществом, находящимся в государственной собственности"), а исполнитель по контракту не может подменять собой орган исполнительной власти, следовательно, установленный Заказчиком код ОКПД2 - 84.11.11.113 несоответствует предмету закупки.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2016 г. N Д28и-1033 Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки. Однако выбор кода ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода. При этом, в случае если в предмете закупки содержатся услуги (товары, работы), включенные и не включенные в Перечень, заказчик в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона (Письмо ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - аукционный перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р (далее - распоряжением N 471- р).
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы и следует из конкурсной документации, входящие в объект закупки услуги, относятся к коду ОКПД2 - 47 "Услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами", который, в свою очередь, входит в аукционный перечень.
Следовательно, в рассматриваемом случае Заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего несоответствующий предмету закупки код ОКПД2 - 84.11.11.113 и выбравшего открытый конкурс в электронной форме в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень положений, подлежащих включению в государственный контракт.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
Комиссия отмечает, что порядок сдачи-приемки услуг установлен Заказчик в разделе 5 проекта государственного контракта. При этом в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте государственного контракта конкурсной документации отсутствует положение о сроке осуществления заказчиком приемки оказанной услуги. Указанное нарушение образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042 (далее - Правила).
В силу пункта 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (пункт 12 Правил).
Раздел 6 проекта государственного контракта регулирует ответственность сторон по контракту. Вместе с тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что пункты 6, 11, 12 Правил не нашли отражение в проекте государственного контракта конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, неустановившего в проекте контракта ответственность для Исполнителя за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (поименованного в подпунктах контракта: 4.4.10, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14 и т.д.), нарушают требование частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "С_" на действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N0109100002021000083 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, на территории Чувашской Республики (за счет средств 2022 года) необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 5 статьи 24, части 4, 8, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Доводы жалобы, касающиеся обжалования положений конкурсной документации, не рассматривать на основании пункта 3.37 Административного регламента и части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого конкурса в электронной форме не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N013/06/54.3-677/2021.
5. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N013/06/54.3-677/2021.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22 декабря 2021 г. N 013/06/54.7-696/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021