Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
заместителя руководителя; |
членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
без участии представителей ЗаказчикаМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат N1", без участия представителей подателя жалобы ООО "Лидер", без представителей уполномоченного органа, уведомленных в соответствии с действующим законодательством,
рассмотрев жалобуООО "Лидер" надействия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Поставка радиоэлектронной продукции" (извещение N 0365300006621000046) (далее - Аукцион),и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилосьООО "Лидер" (вх.N9664 от 16.12.2021) с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при проведении электронного аукциона"Поставка радиоэлектронной продукции" (извещение N 0365300006621000046), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Описанием объекта закупки, а именно: установлением требований к поставляемому товару, которые соответствуют только одному производителю - KYOCERA, что, по мнению Заявителя, является ограничением конкуренции и нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. Неверным формированием начальной (максимальной) цены контракта.
3. Неприменением характеристик к объекту закупки, указанных в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2017 N45 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель в жалобе просит, признать жалобу обоснованной, признать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе, вынести предписание об устранении Заказчиком допущенных нарушений и отменить результаты протокола рассмотрения заявок на соответствии первых частей.
Заказчик в своих письменных возражениях с доводами жалобы не согласились.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении аукциона в электронной формеN0365300006621000046,и документация аукциона в электронной формеразмещены на Официальном сайтеединой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС)-08.12.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 123 352,40 рубля.
На участие ваукционе в электронной формебыло подано пять заявок.
На моментрассмотрения жалобы контрактне заключен.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 33 Закона 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из буквального толкования названных положений следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссия Томского УФАС России, изучив документацию об Аукционе установила, что технические и эксплуатационные характеристики установлены в Техническом задании документации об аукционе, в том числе указана характеристика в отношении Ресурса барабана - 100 000страниц, то есть Заказчиком установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным в Техническом задании Заказчиком требованиям.
Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии были представлены 3 (три) коммерческих предложения, в которых содержится информация о возможности поставки товаров указанных в Техническом задании документации об Аукционе.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
При формировании документации об электронном аукционе Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, обоснованность доводов о неправомерности действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 9 статьи 99 Закона 44-ФЗ Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией Томского УФАС России, не рассматривается.
3.Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее -Правила использования), Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктом "б"- "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения.
В позиции 26.20.18.000-00000069 "Многофункциональное устройство (МФУ) КТРУ присутствуетхарактеристика "Ресурс фотобарабана, страница со значением100 000".
Таким образом, при описании объект закупки Заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 82.1, статьей 99, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидер"на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Поставка радиоэлектронной продукции" (извещение N 0365300006621000046) необоснованной.
2. В действиях заказчикаотсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
Члены комиссии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 22 декабря 2021 г. N 070/06/106-246/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021