Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), СПб ГБУ СОН "Комплексный центр социального обслуживания населения Петроградского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), ООО "МОЛОКО" (далее - Заявитель), уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 39102-ЭП/21 от 13.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса c ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием жителей Петроградского района, находящихся на социальном обслуживании в отделениях Центра, а также на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием жителей Петроградского района с целью оказания срочных социальных услуг (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003821000166. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 053 803, 00 рублей.
В жалобе ООО "МОЛОКО" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в размещении конкурсной документации, несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, мотивированный отзыв Уполномоченного органа, Заказчика, а также информация, содержащаяся в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Относительно доводов Заявителя относительно положений проекта контракта, которые, по его мнению, не соответствуют нормам Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Положениями проекта контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, предусмотрена необходимость представления Исполнителем в ходе оказания услуг счет-фактур для приемки таких услуг и их оплаты, в связи с чем Комиссия УФАС отмечает следующее.
Счет-фактура - основной документ, который дает покупателю право предъявлять сумму уплаченного поставщику в составе цены НДС к вычету. В конкурсной документации Заказчик указал общие условия к требуемым документам, ко всем участникам закупки, применяющих общие налоговые режимы, то ли это организация, то ли это индивидуальный предприниматель.
В Письме Министерства экономического развития РФ от 11 апреля 2016 г. N Д28и-900 разъясняется порядок применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон Закона о контрактной системе), в котором сообщатся: "Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении порядка применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. Закона о контрактной системе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон Закона о контрактной системе) и сообщает.
1. По вопросу об оплате контракта в случае, если исполнитель применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке.
Законом Закона о контрактной системе не определен порядок действий заказчика, в случае если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Заказчик обязан оплатить оказываемые исполнителем услуги по цене, установленной контрактом независимо от того, является ли поставщик плательщиком НДС. Удержание Заказчиком суммы НДС при оплате оказанных услуг будет являться неправомерным".
Заключая контракт с Заказчиком, Поставщик услуг не выставляет ему НДС (не выписывает счета-фактуры).
Таким образом, в рассматриваемом случае обжалуемое Заявителем условие контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе и не ограничивает возможность участия в закупке организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
2. Относительно утверждения Заявителя о нарушении Заказчиком порядка описания объекта закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 5.2. проекта контракта указано, что Исполнитель гарантирует, что услуги общественного питания будут предоставляться потребителю в полном объеме и соответствующими по качеству и безопасности в соответствии с действующим законодательством, действующим на момент оказания услуг и условиям технического задания (Приложение N8 к контракту).
В п. 5.6. проекта контракта установлено, что услуги будут оказаны Исполнителем в соответствии с иным нормативным и нормативно-техническим документам (Технические регламенты Таможенного союза, определяющие требования к безопасности отдельных товарных групп пищевых продуктов, ГОСТ, ОСТ, ТУ производителя), а также иным нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимся условий хранения, перевозки, приемки, реализации продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд.
В конкурсной документации Заказчиком также определено, что организатор питания должен предоставлять услуги общественного питания, в том числе, в соответствии с требованиями, установленными Санитарными правилами 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального питания".
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 N 69 "Об утверждении СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" утратило силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком требования о соответствии закупаемых услуг вышеуказанным отмененным актам не соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при установлении других требований о соответствии закупаемых услуг требованиям нормативных актов, указанных Заявителем в жалобе, действия которых прекращено.
3. В своей жалобе Заявитель также полагает, что конкурсная документация не позволяет участникам закупки привлекать соисполнителей, что, по утверждению Заявителя, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Подпунктом 4.4.2 п. 4.4 проекта контракта конкурсной документации, на которые ссылается Заявитель в своей жалобе действительно установлено:
В течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта предоставить заказчику сведения:
о наличии складских помещений, обеспечивающих в соответствии с требованиями нормативных и нормативно-технических документов (СанПиН, ГОСТ, ВНТП, СНиП) хранение пищевых продуктов с соблюдением правил товарного соседства, их оснащении торгово-технологическим и холодильным оборудованием, иными предметами материально-технического оснащения, наличии условий для фасовки и формирования питания направляемых на пищеблок учреждения Заказчика;
о наличии специализированного транспорта (собственного, по договору аренды, по договору на оказание транспортных услуг);
о квалификации физических лиц, непосредственно занятых при исполнении контракта (складские работники, водители, экспедиторы, производственного персонала), с приложением копий медицинских и трудовых книжек. Своевременно обеспечивать обязательные медицинские и профилактические осмотры работников пищеблока;
о внедрении на предприятии исполнителя системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (с приложением результатов проверок Роспотребнадзора, сертификата соответствия - в случае проведения добровольной сертификации);
- на обеспечение возможности для Заказчика, а также привлеченных Заказчиком уполномоченных органов, свободного доступа в помещения, сооружения, предназначенные для хранения пищевых продуктов предприятия (организации) исполнителя, производственные помещения и сооружения для проведения проверок условий хранения, приемки, отгрузки и транспортировки пищевых продуктов и производства продукции общественного питания в соответствии с требованиями действующего законодательства к предприятиям и организациям, предоставляющим услуги общественного питания, а также запроса документов и информации, связанных с исполнением контракта.
Предоставление договоров с лицензированными организациями и акты выполненных работ:
- по обслуживанию оборудования пищеблока, холодильных и морозильных камер;
- по поверке весоизмерительной техники;
- вывозу пищевых отходов;
- дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
В свою очередь, Заказчиком не указана обязанность Исполнителя лично оказать услуги.
Кроме того, пунктом 6.8. проекта контракта прописана ответственность Исполнителя за действия третьих лиц (субподрядчиков, соисполнителей), привлеченных им к оказанию Услуг, устранению несоответствий результатов Услуг (при наличии), в том числе исполнению гарантийного обязательства Исполнителя, в полном объеме, как за свои собственные, в соответствии с условиями Контракта.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, данное положение конкурсной документации не исключает возможности привлечения к исполнению контракта физических лиц на основании гражданско-правовых договоров. В этом случае данные физические лица являются соисполнителями и привлекаются к исполнению контракта.
Таким образом, Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным.
4. Относительно утверждения Заявителя о том, что требования, установленные конкурсной документацией относительно необходимости ведения журнала здоровья, противоречат Закону о контрактной системе, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Так, конкурсная документация содержит условие, в силу которого, в ходе оказания услуг по организации питания Исполнитель проводит организационно - административные мероприятия, включающие: определение ответственных исполнителей для осуществления санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий; ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журнал здоровья, журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании, журнал проведения витаминизации блюд); контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых блюд; проведение инвентаризации оборудования, мебели и инвентаря пищеблока" и что содержание в конкурсной документации термина "журнал здоровья" не определено действующими нормативными документами и актам, конкурсная документация не регламентирует ни содержание такого документа, ни правил его ведения.
Из приведенных Заказчиком письменных пояснений следует, что Журнал результатов медицинских осмотров в обиходе называют Журналом здоровья, Журналом осмотра на гнойничковые заболевания или гигиеническим Журналом.
Наименование "Журнал здоровья" является общеупотребимым в нормативно-технической документации.
Анализ обжалуемого Заявителем требования с учетом отсутствия доказательств его несоответствия требованиями действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что в обжалуемой Заявителем части данное требование не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
5. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, в случае использования таких показателей, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение Заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Право Заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм федерального закона и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст. 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия УФАС констатирует, что 15.12.2021 Заказчиком в конкурсную документации были внесены изменения, которые также были опубликованы в ЕИС.
Так, из содержания конкурсной документации, действующей на момент рассмотрения жалобы Заявителя, следует, что Заказчиком в разделе 16 конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в соответствии с пунктом 10 Правил устанавливаются следующие показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров по нестоимостным критериям оценки:
Таблица N 2
п/н показателя |
Наименование показателей |
Значимость показателя, % / коэффициент значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Деловая репутация участника конкурса: 1) фактор "Награды и поощрения", характеризующий продолжительность присутствия участника конкурса на рынке (x1); - К=50% 2) фактор "Претензионная работа", характеризующий уровень надлежащего исполнения участником конкурса своих обязательств в рамках исполнения контрактов (договоров) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов (x2). -К= 50%. |
40 %/0,40 |
2. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии сотрудников, которым в соответствии с документом об образовании присвоена квалификация "повар", имеющим разряд 4 и выше |
20 %/0,20 |
3. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии заведующих производством, занятых в сфере оказания услуг по организации питания |
20 %/0,20 |
4. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии кухонных рабочих, занятых в сфере оказания услуг по организации питания |
20 %/0,20 |
Для оценки заявок по каждому показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки. Определение количества баллов по заявке будет определяться по каждому показателю в отдельности, при этом общее количество баллов, присуждаемых этой заявке по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" рассчитывается как сумма баллов по каждому показателю критерию оценки заявки, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя.
Все представляемые в составе конкурсной заявки участника конкурса сведения и/или информация, а также документы, подтверждающие соответствие такого участника, которые подлежат оценке по показателям нестоимостных критериев оценки должны быть достоверными и представлены в объеме, предусмотренном конкурсной документацией. Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по критерию оценки баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному критерию значимость.
8.1. Для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" конкурсная комиссия определяет индекс деловой репутации участника конкурса по совокупным характеристикам, установленным настоящей конкурсной документацией к такому показателю экспертным способом, предусматривающим использование факторной модели.
В соответствии с пунктом 11 Правил, конкурсной документацией установлено предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Деловая репутация участника конкурса" является наибольшее значение этого показателя. Количество баллов, присуждаемых по показателю "Деловая репутация участника конкурса" (НЦБi (1), определяется:
а) в случае, если Kmax<Kпред , - по формуле:
НЦБi(1)= КЗ * 100 *Ki/ Kmax
б) в случае, если Kmax Kпред , - по формуле:
НЦБi(1)= КЗ * 100 *Ki/ Kпред
при этом НЦБmax = КЗ * 100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Ki- значение индекса деловой репутации участника конкурса, заявка которого оценивается; Kmax - максимальное значение итогового индекса деловой репутации из значений, содержащихся в предложениях участников закупки; Kпред - предельно необходимое заказчику значение индекса деловой репутации, установленное в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил, составляет 0,98; НЦБmax - количество баллов, присуждаемых участникам, значение индекса деловой репутации которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Участнику закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению Kпред, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В используемой факторной модели, индекс деловой репутации участника конкурса определяется по выражению:
Ki = x1d1 + x2d2 _ + xndn,
где:
x1_xn - факторы, характеризующие участника конкурса; d1...dn - коэффициенты весомости факторов, сумма которых составляет в числовом выражении 1;
При вычислении индекса деловой репутации участника конкурса для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", учитываются следующие факторы:
1) фактор "Награды и поощрения", характеризующий продолжительность присутствия участника конкурса на рынке (x1); - К=50%
2) фактор "Претензионная работа", характеризующий уровень надлежащего исполнения участником конкурса своих обязательств в рамках исполнения контрактов (договоров) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов (x2). -К= 50%.
8.1.1. Порядок оценки по показателю "Награды и поощрения" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (НЦБi (2):
Предмет оценки: "Награды и поощрения" конкурсной комиссией учитывается количество полученных положительных отзывов от заказчиков за надлежащее исполнение контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания в организациях социального обслуживания населения, образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях или общеобразовательных учреждениях или образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования), за участие во всероссийских, общегородских, районных мероприятиях по обслуживанию организованных коллективов, выставках, конференциях и иных мероприятиях (благодарственных писем, благодарностей, грамот и иных документов о поощрении участника конкурса (далее - поощрения) за последние два года до даты окончания подачи заявки.
Участник конкурса заполняет раздел I формы "Деловая репутация участника конкурса". Значение показателя "Деловая репутация участника конкурса" определяется исходя из заявленных участником конкурса положительных отзывов.
а) в случае, если Kmax<Kпред , - по формуле: НЦБi (2)= КЗ * 100 *Ki / Kmax
б) в случае, если Kmax Kпред , - по формуле: НЦБi (2)= КЗ * 100 *Ki / Kпред
при этом НЦБmax = КЗ * 100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Kпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком. Участнику закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению Kпред, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Предельно необходимое значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил, составляет 5 шт.
Сведения, содержащиеся в отзывах, должны в обязательном порядке подтверждаться, входящими в состав заявки участника конкурса, копиями следующих документов: надлежаще исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями (при наличии) и всех оформленных актов оказанных услуг к нему.
Положительные отзывы на частичное исполнение услуг по контракту (договору) или полученные в количестве более одного за оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), для определения значения фактора "Награды и поощрения" учитываться не будут.
В случае если контракт (договор), подтверждающий наличие у участника конкурса положительных отзывов от заказчиков за надлежащее исполнение контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания соответствует контракту (договору), представленному в подтверждение квалификации дополнительным требованиям к участникам конкурса, повторное представление документов не требуется.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
8.1.2. Для определения значения фактора "Претензионная работа", конкурсной комиссией учитывается наличие у участника конкурса вступивших в законную силу судебных решений (исполнительных листов) о взыскании с участника конкурса, в результате неисполнения/ненадлежащего исполнения им своих обязательств по контрактам (договорам) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов за последние два года до даты окончания подачи заявки.
Наличие/отсутствие данных сведений подтверждается информацией, имеющейся в свободном доступе на официальном сайте арбитражного суда (Электронное правосудие - картотека арбитражных дел) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, действующем в порядке, установленном Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Проверка представленной информации осуществляется Заказчиком самостоятельно на дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Участник конкурса заполняет раздел II формы "Деловая репутация участника конкурса".
При определении значения фактора "Претензионная работа" используется следующая шкала:
х2 = |
|
1,0 - отсутствие у участника конкурса вступивших в законную силу судебных решений (исполнительных листов) о взыскании с участника конкурса, в результате неисполнения /ненадлежащего исполнения им своих обязательств по контрактам (договорам) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов; |
0 - наличие у участника конкурса 1 и более вступивших в законную силу судебных решений (исполнительных листов) о взыскании с участника конкурса, в результате неисполнения /ненадлежащего исполнения им своих обязательств по контрактам (договорам) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов. |
Применяемые для целей определения индекса деловой репутации коэффициенты весомости факторов (d1...dn) установлены конкурсной документацией в целях выявления лучших условий исполнения контракта. Для выявления лучших условий исполнения контракта, весомость фактора "Претензионная работа" составляет ноль целых шесть десятых. Для выявления лучших условий исполнения контракта, весомость фактора "Награды и поощрения" составляет ноль целых четыре десятых.
8.2. Порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии сотрудников, которым в соответствии с документом об образовании присвоена квалификация "повар", имеющим разряд 4 и выше" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Предмет оценки: наличие у участника конкурса сотрудников, которым в соответствии с документом об образовании присвоена квалификация "повар", имеющим разряд 4 и выше.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии сотрудников, которым в соответствии с документом об образовании присвоена квалификация "повар", имеющим разряд 4 и выше (НЦБi (3), определяется:
а) в случае, если Kmax<Kпред , - по формуле: НЦБi (3)= КЗ * 100 *Ki / Kmax
б) в случае, если Kmax Kпред , - по формуле: НЦБi (3)= КЗ * 100 *Ki / Kпред
при этом НЦБmax = КЗ * 100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Kпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком. Участнику закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению Kпред, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Предельно необходимое значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил, составляет 10 сотрудников.
В подтверждение наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник заполняет форму "Сведения о наличии трудовых ресурсов". Сведения, указанные и приложенные к форме "Сведения о наличии трудовых ресурсов", должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов:
- штатного расписания участника,
- документа, подтверждающего образование по специальности "повар" (диплома, удостоверения или свидетельства) об образовании с указанием наименования учебного заведения, квалификации (разряда) и специальности,
- трудовая книжка
- медицинская книжка.
Все вышеперечисленные документы представляются в полном объеме без пропуска страниц документа(ов).
В случае наличия противоречия между сведениями, указанными в форме "Сведения о наличии трудовых ресурсов" и фактическим количеством представленных в заявке участника закупки сведениями, определяется по фактически представленным участником закупки сведениями. В случае отсутствия в составе заявки участника какой-либо из копии документов, либо несоответствия заявленных участником сведений, предъявляемым к ним настоящей конкурсной документацией требованиям, но указанных участником в форме "Сведения о наличии трудовых ресурсов", такие сотрудники учтены не будут.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
8.3. Порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии заведующих производством, занятых в сфере оказания услуг по организации питания" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Предмет оценки: наличие у участника конкурса количества заведующих производством занятых в сфере оказания услуг по организации питания.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии заведующих производством, занятых в сфере оказания услуг по организации питания" (НЦБi (4), определяется:
а) в случае, если Kmax<Kпред , - по формуле: НЦБi (4)= КЗ * 100 *Ki / Kmax
б) в случае, если Kmax Kпред , - по формуле: НЦБi (4)= КЗ * 100 *Ki / Kпред
при этом НЦБmax = КЗ * 100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Kпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком. Участнику закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению Kпред, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Предельно необходимое значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил, составляет 3 сотрудника.
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник заполняет форму "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала".
Сведения, указанные в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов:
- штатного расписания участника,
- трудовой книжки,
- диплома о высшем или среднем образовании,
- копии удостоверения системы управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАСП для заведующих производством
- медицинские книжки.
Все вышеперечисленные документы представляются в полном объеме без пропуска страниц документа (ов).
В случае наличия противоречия между сведениями, указанными в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала"" и фактическим количеством представленных в заявке участника закупки сведениями, определяется по фактически представленным участником закупки сведениями.
В случае отсутствия в составе заявки участника какой-либо из копии документов, либо несоответствия заявленных участником сведений, предъявляемым к ним настоящей конкурсной документацией требованиям, но указанных участником в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", такие сотрудники учтены не будут.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
8.4. Порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии кухонных рабочих, занятых в сфере оказания услуг по организации питания" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Предмет оценки: наличие у участника конкурса количества кухонных рабочих, занятых в сфере оказания услуг по организации питания.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженный в наличии кухонных рабочих, занятых в сфере оказания услуг по организации питания" (НЦБi (5), определяется:
а) в случае, если Kmax<Kпред , - по формуле: НЦБi (5)= КЗ * 100 *Ki / Kmax
б) в случае, если Kmax Kпред , - по формуле: НЦБi (5)= КЗ * 100 *Ki / Kпред
при этом НЦБmax = КЗ * 100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Kпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком. Участнику закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению Kпред, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Предельно необходимое значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил, составляет 10 сотрудников.
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник заполняет форму "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала".
Сведения, указанные в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов:
- штатного расписания участника,
- трудовой книжки
Все вышеперечисленные документы представляются в полном объеме без пропуска страниц документа (ов).
В случае наличия противоречия между сведениями, указанными в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала" и фактическим количеством представленных в заявке участника закупки сведениями, определяется по фактически представленным участником закупки сведениями.
В случае отсутствия в составе заявки участника какой-либо из копии документов, либо несоответствия заявленных участником сведений, предъявляемым к ним настоящей конкурсной документацией требованиям, но указанных участником в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", такие сотрудники учтены не будут.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
Комиссия УФАС констатирует, что анализ установленного Заказчиком порядка оценки заявок свидетельствует о том, что указанный порядок направлен на определение лучшего условия исполнения контракта, поскольку определяет показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Комиссия УФАС отмечает, что определение порядка оценки заявок является прерогативой Заказчика, и устанавливая соответствующий порядок, Заказчик исходит из необходимости получения подрядчика, максимально подходящего для оказания закупаемых услуг.
В нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе, не приведены примеры, которые могли бы позволить утверждать о необъективности установленного Заказчиком порядка, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
6. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОЛОКО" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2021 г. N 44-5807/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2021