Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ООО "Порядок" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей СПб ГБУЗ "Врачебно-физкультурный диспансер N3" (межрайонный)" (далее - Заказчик), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 39515-ЭП/21 от 15.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию электроустановок в 2022-2023 годах (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.12.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200083721000034. Начальная (максимальная) цена контракта - 172 056, 00 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, во включении в проект контракта условий оказания закупаемых услуг, нарушающих требования к порядку описания объекта закупки, установленных Законом о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заявителя, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Кроме того, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В своей жалобе Заявитель указывает на отсутствие в документации сведений, позволяющих определить неисправности, которые должен устранить исполнитель, а также перечень запасных частей, необходимых для их устранения.
Комиссия УФАС констатирует, что объектом рассматриваемой закупки являются работы по техническому обслуживанию электроустановок.
Согласно приложению N 2 к техническому заданию, оборудование передается Заказчиком в рабочем состоянии.
Из содержания раздела 4 части III документации об аукционе следует, что исполнитель по мимо прочего должен осуществить ремонтные работы по устранению аварийных ситуаций: замена автоматических выключателей, пускателей, реле, УЗО, дифференциальных автоматов, предохранителей, которые выполняются по необходимости (по заявке Заказчика).
Таким образом, исходя из приведенного положения документации следует, что возникающие неисправности оборудования возникают в процессе эксплуатации оборудования, имеющегося у Заказчика, и определяются на этапе исполнения контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не усматривает признаков нарушения норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных условий.
2. В своей жалобе Заявитель полагает, что содержащееся в проекте контракта условие, предусмотренное п. 2.4.8 контракта, о том, что исполнитель должен исполнять иные обязательства, предусмотренные Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, в п. 2.4.8 проекта контракта предусмотрено условие, в силу которого Исполнитель обязан вести журнал (ы) оказания услуг, предусмотренный (ые) Контрактом. Журналы предоставляются Заказчиком
Таким образом, обстоятельство, на которое ссылается Заявитель в своей жалобе не нашло своего подтверждения в материалах дела.
3. Комиссия УФАС также констатирует, что Закон о контрактной системе не устанавливает запретов на использование средств факсимильной связи или электронной почты при исполнении контракта для обмена соответствующей информации, в связи с чем указанные условия проекта контракта, содержащие порядок обмена документами и информацией между исполнителем и Заказчиком, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что сформированный Заказчиком объект закупки, его описание нарушает требования Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников рассматриваемого конкурса.
4. Комиссия УФАС также находит необоснованным утверждение Заявителя о том, что отсутствие формы акта оказанных услуг нарушает требования Закона о контрактной системе, поскольку указанное требование не предусмотрено указанным Федеральным законом, так как не определяет существенных условий оказания закупаемых услуг.
Более того, указанная форма может быть определена сторонами на стадии исполнения контакта.
5. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии с п. 1.1.3 Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.
Согласно п. 1.2.8 ПУЭ, потребитель электрической энергии - электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории.
Согласно п. 1.2.7 ПУЭ, приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Таким образом, бытовое оборудование (электрические плиты, водонагреватели, посудомоечные машины и т.п.) следует рассматривать как приемники электрической энергии, которые в случае подключения к электрическим сетям, размещенным на определенной территории (здание, помещение), становятся частью электроустановки и являются потребителями электрической энергии.
Согласно п. 1.1.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП), правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.
Исходя из вышеизложенного, оборудование при условии включения в действующую электрическую сеть становится частью действующей электроустановки, и на данное оборудование требования ПТЭЭП распространяются в полном объеме.
В соответствии с пунктом 124 Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.06.2016 N 310-н, техническое обслуживание электроустановок, в том числе, входящих в состав технологического оборудования, должно производиться в соответствии с требованиями, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Работники, допускаемые к техническому обслуживанию электрооборудования, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 24.07.2013 N 328н (далее - Правила), требования Правил распространяются на работодателей юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электро-технологического и не электро-технического персонала организаций, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.
Согласно пунктам 2.4, 2.5 Правил, работники, относящиеся к электротехническому и электро-технологическому персоналу, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением 1 к Правилам.
Работник обязан соблюдать требования Правил, инструкций по охране труда, указания, полученные при целевом инструктаже.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное в описании объекта закупки условие о том, что Работники Исполнителя, осуществляющие обслуживание электроустановок, должны иметь действующие удостоверение проверки знаний правил работы в электроустановках не ниже четвертой группы предусмотрены действующим законодательством, а, следовательно, Заказчик имел достаточные основания для его установления.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что сформированный Заказчиком объект закупки, его описание нарушает требования Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников рассматриваемого конкурса.
Более того, доводы Заявителя о невозможности определения участниками закупки объема закупаемых услуг и невозможность в связи с этим сделать предложение о цене контракта опровергается фактическими обстоятельствами размещения рассматриваемой закупки.
В частности, из содержания протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.12.2021 N0372200083721000034-1 следует, что на участие в рассматриваемой закупке были поданы заявки от трех участников закупки, которые в ходе проведения процедуры аукциона смогли сформировать соответствующие предложения о цене контракта, исходя из установленного в документации объема закупаемых услуг.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порядок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2021 г. N 44-5825/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021