Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по культуре Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей АНО "ДОЗОР" (далее - Заказчик) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39137-ЭП/21 от 13.12.2021) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране помещений, занимаемых Комитетом по культуре Санкт-Петербурга по адресу: Невский пр., д.40 (далее - Объект) и имущества, находящегося в помещении Объекта, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. (извещение N 0172200003321000022) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003321000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 911 686, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Заявитель утверждает, что в рамках критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен ненадлежащий порядок оценки заявок.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
16.2. Для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
N п/п |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия (коэффициент значимости) |
1. |
Цена контракта |
60% (0,6) |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - "Квалификация участников закупки") |
40% (0,4) |
16.3. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК, ВЕЛИЧИНЫ ЗНАЧИМОСТИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ КОНКУРСНОЙ КОМИССИЕЙ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛУЧШИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
16.1.1. Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в конкурсе, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона (при установлении данного критерия в конкурсной документации).
16.1.2. Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении данных критериев в конкурсной документации).
16.1.3. Для оценки заявок участников конкурса заказчик в конкурсной документации устанавливает следующие критерии:
16.1.8. Оценка заявок по критерию "Цена контракта"
Коэффициент значимости критерия - 0,6.
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Цена контракта", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
При оценке заявок по критерию "Цена контракта" лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта.
Контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.
16.4. Порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки".
Коэффициент значимости критерия: 0,4.
Определение количества баллов по критерию "Квалификация участников закупки" будет рассчитываться согласно следующим данным:
N п/п |
Наименование показателя по критерию "Квалификация участников закупки" |
Предмет оценки |
Максимальное значение показателя в баллах |
1. |
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
Количество контрактов, определенных в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона, заключенных не ранее 01.01.2017 и исполненных не позднее 30.11.2021, на оказание услуг по физической охране, обеспечению контрольно-пропускного режима и сохранности имущества в здании заказчика, определенных в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона, штук |
100 |
Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги, оказанные по контрактам, определенным в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона, по физической охране, обеспечению контрольно-пропускного режима и сохранности имущества в зданиях и помещении заказчиков, определенных в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона, с ценой каждого контракта на оказание таких услуг (с учетом всех дополнительных соглашений к нему) не менее 60% начальной (максимальной) цены контракта, заключение которого является предметом настоящего конкурса.
Значение показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" определяется исходя из заявленных участником сведений о наличии опыта оказания таких услуг.
Значение данного показателя определяется исходя из заявленных участником сведений о количестве контрактов, определенных в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона, заключенных не ранее 01.01.2019 и исполненных не позднее 30.09.2021, на оказание услуг по физической охране, обеспечению контрольно-пропускного режима и сохранности имущества в здании заказчика, определенных в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона, с ценой каждого контракта на оказание таких услуг (с учетом всех дополнительных соглашений к нему) не менее 60% начальной (максимальной) цены контракта, заключение которого является предметом настоящего конкурса. Контракты, не соответствующие одновременно всей совокупности требований настоящего абзаца, при расчете показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не учитываются. Отсутствие у участника исполненных контрактов, соответствующих требованиям настоящего абзаца, не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Значение показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" должно быть подтверждено представляемой участником в составе заявки информацией, содержащейся в предусмотренном статьей 103 Закона реестре контрактов, заключенных заказчиками, при этом допускается указание только уникального номера, присвоенного соответствующей записи в соответствии с пунктом 16 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" либо идентификационного кода закупки. В случае отсутствия в составе заявки участника такой информации, а также отсутствия в предусмотренном статьей 103 Закона реестре контрактов, заключенных с заказчиками, сведений о заявленных участником контрактах и/или сведений, подтверждающих полное их исполнение заявленные участником сведения о квалификации такого участника учтены не будут, при этом отсутствие в составе заявки либо в вышеуказанном реестре контрактов такой информации не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
16.5. Оценка заявок (предложений) по критерию "Квалификация участников закупки" будет осуществляться следующим способом, при этом для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя).
Оценка по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Заявке участника с наибольшим значением опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, присваивается 100 баллов.
Заявкам остальных участников конкурса баллы присваиваются по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. КЗ = 1.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, штук;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки, штук.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участников закупки", рассчитывается как сумма значений в баллах по каждому из показателей такого критерия с учетом коэффициента значимости такого показателя. Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Квалификация участников закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
На заседании Комиссии установлено, что по спорному показателю оцениваются исключительно контракты/договоры, которые заключены и исполнены с 2017-2021 гг.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки, поскольку оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены в вышеуказанный период, что, по мнению Комиссии УФАС может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2021 г. N 44-5864/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021