Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей Администрации Петродворцового района
Санкт-Петербурга (далее - Заказчик),
при участии представителей ООО "Охранная Организация "Надежность-М" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 37627-ЭП/21 от 02.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах государственных образовательных учреждений, подведомственных администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга в 2022-2023 годах (извещение N 0172200005421000143) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 09.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200005421000143.
Начальная (максимальная) цена контракта - 31 194 622,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
1. Согласно доводу жалобы, положения Технического задания конкурсной документации противоречат ПП 1006.
Изучив материалы дела Комиссия приходит к следующим выводам:
В состав конкурсной документации включено типовое техническое задание на оказание охранных услуг частными охранными предприятиями или подразделениями ведомственной охраны в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, согласованное с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности и Главным управлением Росгвардии по г. Санкт-Петербургу.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" утверждены:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации;
формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Категория опасности объекта (территории) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2019 N 1006-2.
Согласно положениям пунктов, ПП 1006:
24. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находягцихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
25. В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
26. В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом;
б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Пунктом 4.2.4 Технического задания предусмотрено: Требования к объему закупки. В период оказания услуг, установленный Проектом контракта (Частью IV - конкурсной документации). Исполнитель должен обеспечить наличие поста охраны на каждом из объектов Заказчика, с режимом работы такого поста, указанной в Таблице N 2. Если в Таблице N 2 прямо не указано иное, Исполнитель должен обеспечить прибытие на каждый из объектов Заказчика мобильной вооруженной группы Исполнителя в составе не менее 2 человек, вооруженных служебным короткоствольным нарезным оружием, по сигналу "Тревога" в соответствии с режимом работы поста охраны на объекте и режимом оказания услуг, указанным в Таблице N 2. Привлечение Исполнителем третьих лиц для оказания охранных услуг посредством реагирования на сигнал "Тревога" и выездом вооруженной мобильной группы не допускается.
В соответствии с п. 32 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ст. 1 статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В соответствии со ст.ст. 9, 12 Закона о частной детективной и охранной деятельности частная охранная организация обязана заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание охранных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе, номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения. К договору охраны прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требование о запрете привлечения сторонних лиц и организация для исполнения контракта было установлено в соответствии Законом от 11.03.1992 N 2487-1, поскольку законодательство о частной охранной деятельности запрещает возможность передачи обязанности оказания частных охранных услуг в отношении конкретного объекта (имущества) от одного частного охранного предприятия другому, так как частная охранная деятельность может осуществляться только на основании договора, заключенного с законным собственником, владельцем, пользователем имущества (объекта).
Таким образом, установленные в Техническом задании требования к Исполнителю работ нормативно обоснованы и обусловлены потребностью Заказчика. Нарушения Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки отсутствуют, а установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения соисполнителей, отвечающих потребностям и интересам Заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В типовом техническом задании существует понятие: сигнал "Тревога" и "средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации" (требование ПП 1006).
Заказчик пояснил, что под сигналом "Тревога" Техническим заданием понимаются средства связи, обеспечивающие бесперебойную связь с дежурной службой Исполнителя для вызова мобильной вооруженной группы Исполнителя (за счет Исполнителя) пункт 4.2.3.16.
В качестве средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации во исполнение требований ПП 1006 Заказчиком осуществлена установка кнопок тревожной сигнализации и заключение отдельных контрактов на Оказание услуг по передаче "тревожных сообщений" от кнопок тревожной сигнализации объектов учреждений на пульт централизованного наблюдения исполнителя с последующей передачей на автоматизированные рабочие места соответствующего подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, согласно которым исполнитель обязан обеспечить прямую телефонную связь с пультом Центра управления подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и СПб ГКУ "ГМЦ" для оперативного обмена информацией.
Техническим заданием предусмотрено: 2.2.4. Исполнитель в целях охраны имущества Заказчика, находящегося на объекте, обеспечивает поддержание общественного порядка, пресечение правонарушений (при необходимости задержание правонарушителей), взаимодействует с территориальными подразделениями органов внутренних дел и Главного управления Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В случае совершения противоправных действий в отношении обучающихся (воспитанников), сотрудников, посетителей объекта, а также имущества Заказчика, сотрудник охраны обязан незамедлительно нажать кнопку тревожной сигнализации (ПП 1006), сообщить о происшествии в правоохранительные органы, вызвать через дежурное подразделение Исполнителя мобильную вооруженную группу (сигнал "Тревога"), сообщить о происшествии Заказчику.
Таким образом Техническое задание конкурсной документации не противоречит положениям ПП 1006 и данный довод не находит своего подтверждения.
2. Заявитель утверждает, что Заказчиком нарушены правила, установленные в ПП РФ 1085 (далее - Правила 1085), в части установленной значимости показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Согласно п.11 правил 1085 "В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов. В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки"
Подпунктом "б" пункта 27 правил 1085 предусмотрен показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", при этом в пункте 27(4) установлено "Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта", а именно:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов(территорий);
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
В разделе 14 конкурсной документации установлены следующие критерии и их значимости:
п/н критерия Критерии оценки заявок на участие в конкурсе Значимость критерия, %
1. Цена контракта 40
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки 25
3. Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации 35
Из приведенной таблицы видно значимость всех нестоимостных критериев в сумме составляет 60% (25+35), что полностью соответствует требованиям п.11 правил 1085.
Также согласно п.11 правил 1085 значимость показателя должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки, что составляет 27 баллов (45 процентов от 60). Заказчиком в том же разделе документации установлена значимость показателей;
п/н
показателя Показатели оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Коэффициент значимости показателя (КЗ), целые
1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема 0,80
2. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами 0,20
Из выше приведенной таблицы видно, что коэффициент значимости показателя составляет, 0,8, таким образом значимость показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", с учетом значимости критерия (35%) составляет 28 баллов и превышает 45% от значимости всех нестоимостных критериев (27 баллов)
Таким образом довод Заявителя не основан на нормах действующего законодательства и положениях конкурсной документации.
3. Пунктом 16.5.1.1 Конкурсной документации установлено, что "Для подтверждения наличия у участника закупки совокупной стоимости надлежаще исполненных контрактов (договоров) участник закупки предоставляет в составе заявки копии следующих документов: контрактов (договоров) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, актов выполненных работ (оказанных услуг) к ним, ... Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), заключенный не ранее чем за четыре года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, отсутствуют судебные разбирательства или решения, вынесенные не в пользу участника.. В рамках подпоказателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)" показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" учитываются только контракты (договоры), заключенные с государственными или муниципальными заказчиками. " Процитированные положения создают неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса. Согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2196, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 г. N 17АП-8046/19 полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов). Требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) в связи с которыми отсутствовали судебные споры, проигранные исполнителем, является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса. Кроме того, по контрактам и договорам может вестись судебно-претензионная работа (например, Подрядчик у Заказчика может оспаривать удержанную неустойку (пени, штрафы) и т.д.). Предоставление исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки и ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов. Кроме того, Законодательство о контрактной системе не требует в качестве подтверждения опыта контракты, заключенные исключительно с государственными и муниципальными заказчиками, иначе это привело бы к ограничению конкуренции, так как ограничивало бы возможность участия участников, ранее оказывающих услуги в общегражданском обороте, т. е. также нарушение требования ст. 8 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.3, 54.3, 59, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Охранная Организация "Надежность-М" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2021 г. N 44-5881/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021