Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Дирекция по управлению гостиничным и ресторанным комплексом" (далее - Заказчик):
ООО "Порядок" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 39513-ЭП/21 от 15.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию электроустановок (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.12.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200161921000077. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 278 084, 21 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в том числе, во включении в проект контракта условий оказания закупаемых услуг, нарушающих требования к порядку описания объекта закупки, установленных Законом о контрактной системе, а также в установлении ненадлежащего требования к периодичности выполнения отдельных работ, не позволяющего определить потребности Заказчика.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Кроме того, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В своей жалобе Заявитель указывает на отсутствие в документации сведений, позволяющих определить неисправности, которые должен устранить исполнитель, а также перечень запасных частей, необходимых для их устранения.
Комиссия УФАС констатирует, что объектом рассматриваемой закупки являются работы по техническому обслуживанию электроустановок.
В части III "Техническое задание" документации о закупке, пункт 3.4.1, указано, что услуги оказываются в действующих электроустановках функционирующих объектов. Таким образом, из вышеуказанного следует, что оборудование находится в рабочем состоянии.
Кроме того, техническое задание содержит положения, обязывающие стороны в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения контракта произвести первичное обследование оборудования с составлением акта отдельно по каждому объекту, исходя из результатов такого обследования выявляются факты неисправностей и определяется необходимость ремонта или замены составных частей системы.
Таким образом, исходя из приведенного положения документации следует, что возникающие неисправности оборудования, возникают в процессе эксплуатации оборудования, имеющегося у Заказчика, и определяются на этапе исполнения контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не усматривает признаков нарушения норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных условий.
2. В своей жалобе Заявитель также указывает на то, что в документации не указано, ремонт/замену каких кабелей, какой длины обязан производить Исполнитель, не указано количество кабелей.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что услуги по обслуживанию подразумевают включение в объем услуг возможные случаи неисправности системы, которые в процессе исполнения контракта могут не наступить, соответственно выявление работ, необходимых к выполнению должно быть произведено в процессе технического обслуживания квалифицированными специалистами Исполнителя, в том числе и ремонт/замена повреждённых участков кабелей на объектах, на которые указывает Заявитель в своей жалобе. Ремонт/замена кабелей осуществляется только по результатам замера сопротивления изоляции, что указано в техническом задании, осуществляется после обследования кабельной трассы, а также на основании акта, составленного сторонами. Т.е. необходимость либо отсутствие необходимости проведения ремонтных работ системы, в том числе выявление потребности ремонта/замены кабеля, определение длины участка, подлежащего замене, осуществляется Исполнителем.
При этом Заказчиком указано, что при формировании Технического задания Заказчиком допущена опечатка.
Так, из содержания документации следует, что Заказчиком по мимо прочего установлено требование к используемым материалам, в том числе, к кабелю 5х6 см кв.
В свою очередь, как следует из пояснений Заказчика, установленная им единица измерения "см кв." не определяет потребность Заказчика и указана ошибочно вместо единицы "мм кв.".
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований ч 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившемся в описании объекта закупки, не позволяющем определить потребность Заказчика.
3. Комиссия УФАС также констатирует, что в разделе 2 Технического задания Заказчиком приведено описание закупаемых услуг, в частности, Заказчиком установлено следующее:
1.1. Гостиница "Меркурий", 191015, Санкт-Петербург, Таврическая ул., д. 39, литер Б | ||
Наименование оборудования и виды работ |
Кол-во оборудования |
Периодичность (I,II,III,IV квартал) |
Проведение комплекса электротехнических испытаний и проверок защитных средств: |
|
2 раза в год 1 раз в год 1 раз в год |
перчатки диэлектрические |
4 |
|
галоши диэлектрические |
2 |
|
указатель напряжения двухполюсный |
2 |
|
Закупка СИЗ и электротехнического инструмента: перчатки диэлектрические указатель напряжения двухполюсный |
2 1 |
2 раз в год 1 раз в год |
Из анализа вышеприведенного положения документации следует, что что исполнитель в рамках рассматриваемой закупки должен провести комплекс электротехнических испытаний и проверок защитных средств, с указанной Заказчиком периодичностью для каждого вида защитных средств.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в рассматриваемом случае признаков нарушения Закона о контрактной системе, в частности, невозможности определения потребности Заказчика.
4. Комиссия УФАС также не усматривает нарушения Заказчиком при описании товарных позиций, содержащемся в Приложение N 2 к Техническому заданию, поскольку требования к техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в данной части документации, приведены Заказчиком с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что сформированное Заказчиком описание объекта закупки нарушает требования Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников рассматриваемого аукциона.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными в указанной части.
5. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Порядок" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2021 г. N 44-5824/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021