Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Жемчужина" (далее - Заказчик):
ООО "Порядок" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 39516-ЭП/21 от 15.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию холодильного оборудования, технологического оборудования прачечной и пищеблока в 1 полугодии 2022 года (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.12.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200209321000072. Начальная (максимальная) цена контракта - 178 789, 20 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, во включении в проект контракта условий оказания закупаемых услуг, нарушающих требования к порядку описания объекта закупки, установленных Законом о контрактной системе.
В силу п. 3.32 Административного регламента, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае, если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
22.12.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 23.12.2021 тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Кроме того, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
1. Относительно доводов Заявителя о том, что документация об аукционе не содержит конкретного перечня неисправностей, которые должен устранить Исполнитель при приемке оборудования для последующего обслуживания, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Согласно условиям документации, предметом закупки являются услуги по техническому обслуживанию холодильного и технологического оборудования, а не услуги по ремонту указанного оборудования.
В техническом задании в разделе "Общие требования к техническим характеристикам услуг" Заказчиком раскрывается объем услуг, входящий в состав технического оборудования, который предусматривает, в том числе, ремонтные работы в случае аварии, в связи с чем на момент проведения закупочной процедуры указание конкретного перечня неисправностей предоставляется невозможным.
2. Относительно довода Заявителя об отсутствии в контракте перечня всех расходов Исполнителя, связанных с оказанием услуг, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В соответствии с п. 2.1. Проекта контракта, в цену контракта включены все расходы Исполнителя, связанные с выполнением Контракта.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ, условия договора трактуются буквально, в связи с чем любые расходы, связанные с исполнением обязательств по Контракту, относятся на Исполнителя.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в указанном условии проекта контракта признаков нарушения Закона о контрактной системе.
3. Комиссия УФАС также констатирует, что условиями проекта контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан при оказании услуг соблюдать требования экологических, противопожарных и других норм, действующих в Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу приведенного положения документации следует, что оно носит общий характер ввиду чего при оказании закупаемых услуг исполнитель должен руководствоваться действующими на территории Российской Федерации нормами и правилами, определяющими требования к лицам, оказывающим соответствующие услуги.
В свою очередь, подателем жалобы не приведена норма Закона о контрактной системе, обязывающая Заказчика указывать полный перечень нормативных актов, определяющих требования к порядку оказания закупаемых услуг, равно как и не определены сами наименования нормативных актов, которые, по мнению Заявителя, Заказчик был обязан указать при описании объекта закупки в качестве характеристики закупаемой услуги.
Необходимо отметить, что ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено право участника закупки обратиться в адрес Заказчика за разъяснениями положений документации, которые по определенным объективным причинам, действительно могут быть непонятны для участника закупки.
Вместе с тем, из обращения Заявителя не следует, что он обращался в установленном порядке в адрес Заказчика за разъяснениями положений документации, которые ему не понятны либо имеют двусмысленное значение и не получил надлежащего разъяснения положений документации.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что сформированный Заказчиком объект закупки, его описание нарушает требования Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников рассматриваемого аукциона.
4. Об отсутствии указания заводов изготовителей оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В Приложениях 1-4 к Техническому заданию указан перечень оборудования и объемов услуг, дополнительно при разъяснении документации, размещенной в системе ЕИС, указано, что данные приложения составлены на основании документации заводов-изготовителей, которая предоставляется Исполнителю при первичном обследовании оборудования.
Таким образом, до Исполнителя доведены необходимые показатели, позволяющие определить требования Заказчика к услуге.
5. Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, в извещении указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Комиссией УФАС установлено, что документация об аукционе содержит условие, в силу которого оборудование подлежащие замене устанавливается Исполнителем в рамках договора на техническое обслуживание. В связи с чем Исполнитель обязан сформировать аварийный комплект ЗИП (далее - А-ЗИП), который необходим для скорейшего восстановления работоспособности холодильного оборудования и технологического оборудования прачечной и пищеблока. А-ЗИП является собственностью Исполнителя поэтому место для его хранения Заказчиком не выделяется. Аварийный комплект ЗИП формируется Исполнителем исходя из количества, типа, холодильного оборудования и технологического оборудования прачечной и пищеблока, установленных на объекте или их аналогов, которые не смогут повлиять на работоспособность холодильного оборудования и технологического оборудования прачечной и пищеблока и должны составлять не менее 10% от стоимости Контракта. Технические характеристики холодильного оборудования и технологического оборудования прачечной и пищеблока, которые должны входить в состав А-ЗИП, согласовываются с Заказчиком.
Таким образом, в рассматриваемом случае при оказании услуг, являющихся объектом закупки, Заказчиком предусмотрена поставка запасных частей, при этом количество запасных частей и их перечень Заказчиком не установлено, ввиду того, что Заказчик не смог определить соответствующее количество необходимых запасных частей.
Следовательно, в силу приведенных норм Закона о контрактной системе, Заказчик был обязан определить начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновать в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заказчик пренебрёг требованиями указанной нормы Закона о контрактной системе, чем нарушил п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
6. Комиссия УФАС также констатирует, что документация об аукционе содержит условие, в силу которого, при сдаче услуг Исполнитель передает Заказчику документы, подтверждающие соответствие материалов, комплектующих и оборудования, используемых при оказании услуг: технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, комплектующих и оборудования; сертификаты соответствия и/или декларации о соответствии на материалы, комплектующие и оборудование, для которых предусмотрена обязательная сертификация и/или подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В своей жалобе Заявитель полагает, что указанное условие контракта накладывает на исполнителя дополнительные обязательства.
В свою очередь, Комиссия УФАС констатирует, что Закон о контрактной системе не только не устанавливает запрета на установление подобного рода условий контракта, но и прямо указывает на необходимость передачи Заказчику документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными, а указанное условие документации не противоречащим требованиям Закона о контрактной системе.
7. Комиссия УФАС также не усматривает признаков нарушения Закона о контрактной системе в содержащемся в документации условии о необходимости проверки фактического наличия холодильного оборудования и технологического оборудования, поскольку запрет на установление подобного рода условий не содержится в Законе о контрактной системе.
8. Относительно довода Заявителя о незаконном, по его мнению, условии о формировании исполнителем списка ответственных лиц Заказчика на объектах, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Из содержания проекта контракта следует, что Заказчиком в проекте контракта определено условие, в силу которого, при поступлении заявки от Заказчика, Исполнитель обязан в течение 20 минут связаться по телефону с администрацией объекта (ответственным лицом) и скоординировать свои действия. Список ответственных лиц на объектах, их контактные телефоны и домашний адрес (для экстренной связи в целях уведомления о нештатной ситуации при отсутствии возможности телефонной связи для передачи ключей, кодов и иной информации ответственному лицу обслуживающей организации), формируется Исполнителем самостоятельно, при посещении объектов в рамках планового технического обслуживания.
В свою очередь, Заявителем не приведено доводов, указывающих на то, что указанное условие проекта контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, устанавливает требования к закупаемым услугам или исполнителю, ограничивающие количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным в указанной части.
9. Комиссия УФАС также находит не основанным на нормах Закона о контрактной системе требование Заявителя об обязании Заказчика указать, что приложения N3, 4, 5, 6 к проекту Контракту являются идентичными приложениям к техническому заданий к Документации.
Комиссия УФАС отмечает в силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм Закона о контрактной системе, определяющих порядок заключения контракта, следует, что в проект заключаемого по итогам аукциона контракта включаются, в том числе, условия исполнения контракта, предусмотренные документацией об аукционе.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не усматривает в указанных обстоятельствах, на которые ссылается Заявитель в жалобе, признаков нарушения Закона о контрактной системе.
10. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Порядок" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2021 г. N 44-5826/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021