Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 117" (далее - Заказчик); АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39130-ЭП/21 от 13.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и обеспечению охраны объекта и имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режима на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности - в зданиях СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 117" в первом полугодии 2022 года (извещение N 0372200068321000026) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200068321000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 700 172,17 рублей.
В жалобе АНО "ДОЗОР" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пп. 14.6.2 п. 14.6 раздела 14 конкурсной документации установлено:
"По показателю Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: наличие у участника конкурса исполненных контрактов на оказание охранных услуг государственным учреждениям здравоохранения за период 2016-2020 годы (по количеству исполненных контрактов)" оценивается количество исполненных Участником контрактов (договоров) на оказание охранных услуг государственным учреждениям здравоохранения за период 2016-2020 годы.
Под успешным оказанием услуг сопоставимого характера и объема считается контракт (договор), заключенный и исполненный участником в полном объеме без применения к нему штрафных санкций."
Согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2196, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 г. N 17АП-8046/19 полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов). Требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса. Кроме того, Законодательство о контрактной системе не требует в качестве подтверждения опыта контракты, исполненные без нарушения сроков (иначе это привело бы к ограничению конкуренции).
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное заказчиком требование о принятие к учету успешно исполненные контракты (договора) действующие с 01.01.2016 по 31.12.2020 создает неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В В п. 14.2 раздела 14 конкурсной документации установлено:
"Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями государственных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ на оказание охранных услуг государственным учреждениям здравоохранения за период 01.01.2016 - 31.12.2020 г.г., с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов выполненных работ, копий счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с Налоговым Кодексом РФ), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров, а также заполненная таблица N 1:
Таблица N 1:
N и дата заключения контракта или договора |
Наименование заказчика (ИНН) |
Наименование исполнителя |
Наименование услуг, предмет контракта или договора |
Даты начала и окончания оказания услуг |
Цена контракта или договора, руб. |
|
|
|
|
|
|
В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах/договорах и отчетных документах (актах приема-передачи, счетах-фактур), к таким контрактам/договорам, Единая комиссия не будет учитывать весь контракт/договор. В случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных копиях документов в соответствии с требованиями настоящего пункта конкурсной документации, такие сведения признаются недостоверными. В случае наличия в представленных документах неполной информации, такой документ считается не представленным. В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору), комиссия не учитывает такой контракт (договор). Контракты/договоры на оказание охранных услуг государственным учреждениям здравоохранения заключенные ранее 01.01.2016 года учитываться не будут. Учитываются только контракты (договоры), заключенные с государственными или муниципальными Заказчиками.
По критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами" для начисления баллов:
сотрудники участника закупки должны соответствовать следующим критериям: наличие квалификационного разряда - не ниже 4-го; стаж работы по специальности 5 лет и более.
В качестве документов, подтверждающих наличие в штате участника трудовых ресурсов участник конкурса предоставляет копии следующих документов на каждого сотрудника: штатное расписание; действующее удостоверение частного охранника (все страницы); личная карточка охранника; действующее медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника; действующий акт о результатах проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами; трудовая книжка (все заполненные страницы), подтверждающая опыт работы и факт принятия каждого сотрудника на работу в организацию, а также заполненная таблица N 2.
Таблица N 2
N п/п |
Фамилия и инициалы |
Удостоверение частого охранника, номер, дата выдачи, срок действия |
Личная карточка частного охранника, дата выдачи |
Дата прохождения ежегодной периодической проверки |
Дата выдачи медицинской справки |
Соответствующий опыт работы по специальности, лет. |
|
|
|
|
|
|
|
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении специалиста, несоответствия сведений в предоставляемых документах, отсутствия информации предусмотренной документацией, Единая комиссия не засчитывает наличие такого специалиста.
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному критерию не производится.
При оценке заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" сведения, указанные в заявке должны подтверждаться следующими документами:
- копии документов, подтверждающих приобретение основного средства (накладную и/или акт приема передачи и/или договор аренды, договор лизинга и т.д.);
- копия паспорта транспортного средства;
- копия полиса ОСАГО на транспортные средства;
- копия заключения о согласовании с органами внутренних дел специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах участника конкурса.
- копия действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (РХИ) с приложением списка номерного учета оружия, а также заполненные таблицы N 3
Таблица N 3
N п/п |
Наименование и марка машины |
Серия, N паспорта технического средства |
Серия, N полиса ОСАГО, дата выдачи и срок действия |
Правовое основание пользования (договор аренды, договор купли-продажи и т.д.) |
|
|
|
|
|
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении единицы материально-технического ресурса, несоответствия информации, содержащейся в предоставляемых участником документах, отсутствия информации предусмотренной документацией, Единая комиссия не засчитывает наличие такого материально-технического ресурса.
В случае не предоставления информации по материально-техническому ресурсу начисление баллов по данному показателю не производится.
Для подтверждения исполнения первого заключенного контракта участник представляет копии всех оформленных актов приемки услуг к контракту (договору). В случае наличия дополнительных соглашений и изменений к контракту (договору), участник конкурса также представляет такие соглашения и изменения, а также заполненную таблицу N 4.
Таблица N 4.
N п/п |
Предмет контракта (договора) |
Наименование заказчика, его ИНН |
Стоимость по контракту (руб.) |
Номер и Дата заключения контракта (договора) |
Срок исполнения контракта (договора) |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в сроке деятельности на рынке охранных услуг" отсутствия информации предусмотренной документацией, Единая комиссия не засчитывает данные такого показателя.
В случае не предоставления информации по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в сроке деятельности на рынке охранных услуг" начисление баллов по данному показателю не производится.
При оценке заявок по показателю "Квалификация участника закупки выраженная в наличие и величине страхования ответственности в пользу третьих лиц" показатель выражен в наличие и величине застрахованной ответственности участника закупки перед третьими лицами. Сведения подтверждаются копией полиса страхования ответственности лиц, занимающихся охранной деятельностью с указанием контактных данных страховой компании (адрес, телефон, e-mail) или договора страхования ответственности лиц, занимающихся охранной деятельностью и заполненной таблицей N 5.
Таблица N 5
N п/п |
Наименование документа |
Наименование организации, выдавшей документ (адрес, телефон, e-mail) |
Сумма застрахованной ответственности, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
.
Из положений документации следует, что, если у участника закупки не будет заполнена одна из вышеперечисленных форм или карточек, или участник допустит ошибку или опечатку, то Заказчик не будет оценивать представленные в составе заявки документы, подтверждающие наличие квалификации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанные обязательные для предоставления формы и карточки являются сводной информацией, оптимизирующей для Заказчика процесс оценки заявки, установленное Заказчиком требование о предоставлении информации различного типа таблицах, затрудняет подачу заявки и не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, следовательно, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно установленного в пп. 14.2.9 п. 14.2 раздела 14 конкурсной документации порядка оценки критерию:
"При оценке заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в сроке деятельности на рынке охранных услуг" квалификация участника будет определяться согласно данным, указанным в выписке из единого государственного реестра юридических лиц, а также копией первого контракта (договора) заключенного участником закупки на предоставление услуг в области охраны."
Комиссия УФАС приходит к выводу, что потенциальный участник может иметь значительный и многолетний опыт оказания услуг по охране объектов, сложность которых не уступала, а иногда и превосходила сложность предмета закупки, но при таких критериях оценки заявок у потенциального участника нет шансов набрать баллы и получить достойную оценку за имеющийся аналогичный опыт работы, следовательно спорный показатель не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, следовательно, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС отмечает, что с учетом открытой информации о Заявителе, Заявитель не может быть участником данного конкурса.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 32, 33, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2021 г. N 44-5982/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021