Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39147-ЭП/21 от 13.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг для СПб ГБУК "Камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера" в 2022 году (извещение N 0372200188821000010) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200188821000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 677 570,60 рублей.
В жалобе АНО "ДОЗОР" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В п. 16.5.1 раздела 16 конкурсной документации порядку оценки:
"Количество баллов, присуждаемых по показателю НЦБi (1):
Наименование и условия применения (шкала) показателя" |
Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия |
Максимальное значение в баллах для каждого показателя критерия |
|
Опыт участника (продолжительность работы участника в сфере оказания охранных услуг) |
Отсутствие опыта работы в сфере оказания охранных услуг либо опыт менее 1 года |
0 баллов |
100 баллов |
Продолжительность работы в сфере оказания охранных услуг от 1 до 3 лет |
25 баллов |
||
Продолжительность работы в сфере оказания охранных услуг от 4 до 6 лет |
50 баллов |
||
Продолжительность работы в сфере оказания охранных услуг от 7 до 10 лет |
75 баллов |
||
Продолжительность работы в сфере оказания охранных услуг более 10 лет |
100 баллов |
|
|
ИТОГО: от 0 до 100 баллов |
Единая комиссия оценивает сведения об опыте оказания услуг путем изучения данных, представленных в форме 1 (Приложение N 1 к разделу 16 конкурсной документации) (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения продолжительности работы участника: копия (копии) всех лицензий на оказание услуг по охране, выданных участнику за весь период деятельности организации государственным органом Российской Федерации, уполномоченным на осуществление данного вида деятельности и (или) выписка (копия выписки) из реестра лицензий, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N2343.
Показатель подтверждается при наличии в заявке всех перечисленных документов.
В случае предоставления не полного пакета документов либо несоответствия сведений Единая комиссия не засчитывает наличие такого опыта работы. В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное заказчиком требование создает неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В п. 16.5 раздела 16 конкурсной документации установлено, что:
"16.5.1. Опыт участника (продолжительность работы участника в сфере оказания охранных услуг) НЦБi (1).
_
Единая комиссия оценивает сведения об опыте оказания услуг путем изучения данных, представленных в форме 1 (Приложение N 1 к разделу 16 конкурсной документации) (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
В случае предоставления не полного пакета документов либо несоответствия сведений Единая комиссия не засчитывает наличие такого опыта работы. В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится.
16.5.2. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг НЦБi (2):
_
При предоставлении данных сведений участникам следует использовать форму 2, приведенную в Приложении N 2 к разделу 16 конкурсной документации.
В случае отсутствия в составе заявки комплекта подтверждающих документов, оценка по данному показателю учтена не будет.
16.5.3. Обеспеченность участника закупки специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации НЦБi (3): наличие у участника закупки специалистов определенного уровня квалификации - охранников
_
Единая комиссия оценивает сведения о наличии участника закупки специалистов определенного уровня квалификации путем изучения данных, представленных в форме 3 (Приложение N 3 к разделу 16 конкурсной документации) (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).".
Далее Приложения NN 1-3 к разделу 16 конкурсной документации содержат формы для заполнения участниками:
" Приложение 1 к разделу 16 конкурсной документации
Форма 1. Опыт участника (продолжительности работы участника в сфере оказания охранных услуг)
N п/п |
Наименование лицензии |
Дата выдачи |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: указанные в форме сведения подтверждаются копиями всех лицензий на оказание услуг по охране, выданных участнику за весь период деятельности организации государственным органом Российской Федерации, уполномоченным на осуществление данного вида деятельности и (или) выпиской (копией выписки) из реестра лицензий, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N2343.
В случае не предоставления указанных выше документов Единая комиссия не засчитывает такие сведения.
Приложение 2 к разделу 16 конкурсной документации
Форма 2. Справка о наличие материально-технических ресурсов
1. Сведения о наличие специальных средств, металлоискателей, мобильных телефонов, радиостанций и служебного оружия
N п/п |
Наименование, марка |
Кол-во |
Форма привлечения (собственность, аренда) |
Документы подтверждающее право владения (реквизиты карточек учета основных средств, договоров купли-продажи, аренды, иных договоров, иных документов) |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
2. Сведения о наличии автотранспорта:
N п/п |
Наименование, марка |
Год выпуска |
Форма привлечения (собственность, аренда, др.) |
Документы подтверждающее право владения (реквизиты свидетельств о регистрации автотранспортных средств, договоров аренды) |
Место дислокации |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
Пприложение 3 к разделу 16 конкурсной документации
Форма 3. Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
N п/п |
Ф.И.О. |
Специальность |
Реквизиты документа, подтверждающего наличие трудовых отношений |
Реквизиты документа, подтверждающего квалификацию |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
Данные, указанные в форме подтверждаются следующими приложениями:
- копия штатного расписания участника, копия трудовых книжек сотрудников и/или копия документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с сотрудником (трудовой, гражданско - правовой договор и/или приказ о назначении),
- копия удостоверения частного охранника или удостоверения личности охранника государственного предприятия, целью деятельности которого является охрана объектов различных форм собственности"
Из положений документации следует, что, если у участника закупки не будет заполнена одна из вышеперечисленных форм или карточек, или участник допустит ошибку или опечатку, то Заказчик не будет оценивать представленные в составе заявки документы, подтверждающие наличие квалификации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанные обязательные для предоставления формы и карточки являются сводной информацией, оптимизирующей для Заказчика процесс оценки заявки, установленное Заказчиком требование о предоставлении информации различного типа таблицах, затрудняет подачу заявки и не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, следовательно, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В силу ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных чч. 2, 4 - 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
В п. 16.5.3. раздела 16 конкурсной документации установлен показатель "Обеспеченность участника закупки специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации", в рамках которого, в том числе установлено следующее:
"Обеспеченность участника закупки специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации НЦБi (3): наличие у участника закупки специалистов определенного уровня квалификации - охранников
Значимость показателя: 30%.
Коэффициент значимости показателя: 0,30
Порядок оценки: оценка по данному показателю производится в соответствии с п.11 Правил оценки.
Соответствие участника требованиям по указанному показателю, оформляется в соответствии с формой, приведенной ниже.
Количество баллов, присуждаемых по показателю НЦБi (3):
Наименование и условия применения (шкала) показателя |
Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия |
Максимальное значение в баллах для каждого показателя критерия |
|
Наличие у участника закупки охранников |
Численность охранников менее 20 человек |
0 баллов |
100 баллов |
Численность охранников от 20 человек до 30 человек |
25 баллов |
||
Численность охранников от 30 человек до 40 человек |
50 баллов |
||
Численность охранников более 40 человек |
100 баллов |
||
ИТОГО: от 0 до 100 баллов |
Единая комиссия оценивает сведения о наличии участника закупки специалистов определенного уровня квалификации путем изучения данных, представленных в форме 3 (Приложение N 3 к разделу 16 конкурсной документации) (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения:
- копия штатного расписания участника, копия трудовых книжек сотрудников и/или копия документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с сотрудником (трудовой, гражданско - правовой договор и/или приказ о назначении),
- копия удостоверения частного охранника или удостоверения личности охранника государственного предприятия, целью деятельности которого является охрана объектов различных форм собственности."
Согласно ст. 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: оказывать услуги, перечисленные в ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
В силу ч. 1 ст. 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный работник работает по трудовому договору c частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Законом о частной деятельности не предусмотрены иные формы сотрудничества с частными охранниками, то есть сотрудничество на основе гражданско-правового договора.
В силу ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
4. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС отмечает, что с учетом открытой информации о Заявителе, Заявитель не может быть участником данного конкурса.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 32, 33, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2021 г. N 44-5990/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021