Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ООО "СтройИнжиниринг" (далее - Заявитель):
ГБОУ школа N 34 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39615-ЭП/21 от 16.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), устройству системы видеонаблюдения в ГБОУ школа N 34 Невского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004721000293) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.11.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004721000293. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 132 979, 20 рублей.
В жалобе ООО "СтройИнжиниринг" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что требования к товарам установлены Заказчиком в приложении N 2 к документации об аукционе.
Так, при описании товарной позиции Щитки распределительные Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
Класс стойкости к механическим ударам |
не менее IК 05 |
Щитки по типу установки |
внутренней или наружной |
Согласно Инструкции по заполнения конкретных показателей товаров:
"Если Заказчиком установлено требование о соответствии товара (материала) конкретному ГОСТ (ГОСТам), то Участник должен использовать значения показателей, установленные ГОСТ (ГОСТами), т.е. если показатель, установленный Заказчиком имеет уточняющее слово (символ, знак или их комбинацию), обозначающее минимальное значение показателя или максимальное значение показателя, например "от 1", и, в то же время ГОСТ (ГОСТами) установлен конкретный перечень возможных вариантов, например "1, 2, 3", то Участник не может предложить значение, выходящее за рамки установленные ГОСТ (ГОСТами), например "1,01". |
Согласно п 6.2.8 ГОСТ 32397-2020. Межгосударственный стандарт. "Щитки распределительные для производственных и общественных зданий. Общие технические условия", оболочки щитков должны обладать стойкостью к механическим ударам в соответствии со следующими кодам IК согласно ГОСТ IEC 62262:
- IК 05 для щитков внутренней установки;
- IК 07 для щитков наружной установки.
Таким образом, участник закупки, в зависимости от выбранного типа установки щитков, указывает значение класса стойкости к механическим ударам (внутренняя установка - IК 05; наружная установка - IК 07).
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит указанный довод Заявителя необоснованным.
2. Комиссия УФАС также констатирует, что при описании товарной позиции Оповещатель охранно-пожарный звуковой Заказчиком установлено следующее требование:
Номинальный ток предохранителя групповой цепи: |
не более 40 А |
Согласно ГОСТ 32397-2020 "Щитки распределительные для производственных и общественных зданий. Общие технические условия", номинальный ток предохранителя групповой цепи, составляет 6, 10, 16, 25 А.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование к значению показателя "Номинальный ток предохранителя групповой цепи" не соответствует требованиям ГОСТ, что нарушает требование п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. При описании товарной позиции "Прибор пожарной сигнализации пожарный тепловой", Заказчиком установлено:
Соответствие должен быть: |
Согласно Инструкции по заполнения конкретных показателей товаров:
" - В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", "либо", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор".
В своей жалобе Заявитель полагает, что в указанном случае участник должен выбрать один вариант из указанных ГОСТ, при том, что все из перечисленных Заказчиком стандартов регламентируют характеристики указанного товара.
Однако Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заявитель ошибочно трактует положения Инструкции, поскольку, согласно Инструкции:
В случае если установлено требование о соответствии товара взаимоисключающим государственным стандартам, товар должен соответствовать тому стандарту, который распространяется на товар в соответствии, со значениями показателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе первой части заявки на участие в аукционе; в этом случае участнику следует предоставить в заявке соответствие товара конкретной нормативно-технической документации, которая распространяется именно на данный товар, если Участник укажет государственный стандарт, которому товар не соответствует, то комиссией это будет расцениваться как предоставление недостоверной информации. Данное правило является приоритетным над остальными.
Исходя из изложенного, следует, что в случае, если закупаемый товар соответствует нескольким государственным стандартам, то участник указывает в составе заявки декларирует соответствие указанного товара всем установленным ГОСТ.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным.
4. В приложении N 2 к документации в отношении товарной позиции Оповещатель охранно- пожарный звуковой Заказчиком установлено:
Оповещатель |
должен быть: предназначен для подачи звукового сигнала в системах охранной, пожарной и охранно- пожарной сигнализации |
Согласно Инструкции по заполнения конкретных показателей товаров: " - В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", "либо", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор".
Таким образом, в указанном случае участник обязан осуществить выбор одного из вариантов значений (охранной / пожарной и охранно- пожарной сигнализации), перечисленных через знак ",".
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не усматривает в указанном описании товара признаков нарушения Закона о контрактной системе.
5. При описании товарной позиции "Устройство коммутационное разъединительное" Заказчиком приведено следующее описание:
Номинальный ток: |
16~50 |
А |
Условный ток расцепления |
|
А |
Согласно ГОСТ IEC 60898-1-2020 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока", условный ток расцепления Ц) Условный ток расцепления выключателя равен 1.45 его номинального тока.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчиком указано максимальное значение возможного диапазона показателя "Условный ток расцепления", что позволяет участникам закупки представить значения, одновременно удовлетворяющие требованиям Заказчика и не противоречащие положениям ГОСТ.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не находит нарушения в вышеприведенном описании товара.
6. Комиссия УФАС также отмечает, что при описании товарной позиции "Устройство коммутационное разъединительное" Заказчиком установлено следующее требование:
Номинальный ток: |
16~50 |
А |
Материал проводников для которых предназначен выключатель |
Медь, алюминий |
|
Выводы обеспечивают присоединение проводников предельным номинальным поперечным сечением: |
не менее 1,0 _ не более 16,0 |
мм2 |
Согласно Инструкции по заполнения конкретных показателей товаров: "Если после наименования показателя стоит двоеточие ":" (двоеточие), а значение показателя указано с использованием символа "~"~" (тильда), считать, что указан диапазон необходимых вариантов исполнения товара и участник обязан сделать предложение по каждому из вариантов, входящих в заявленный диапазон не включая крайние границы, соответствующее указанному ГОСТу (ТУ) и установленным к данному товару требованиям".
Согласно ГОСТ IEC 60898-1-2020 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока", предпочтительные значения номинального тока К предпочтительным значениям номинального тока относятся: 6, 8, 10, 13, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 63, 80, 100, 125 А.
Таким образом, исходя из установленного Заказчиком допустимого диапазона с учетом положений вышеприведенного ГОСТ, для требования номинальный ток 16~50 А нужно указать одно из следующих значений: 20А, 25А, 32А, 40А.
Однако для алюминиевых проводников на ток 40А, предельное поперечное сечение присоединяемых проводников составляет 25 мм2. Установленное Заказчиком значение не более 16 мм2 соответствует медным проводникам на ток 40А.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что совокупность установленных Заказчиком требований не соответствует положениям ГОСТ, что нарушает требование п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС находит довод Заявителя обоснованным в указанной части.
7. В приложении N 2 к документации в отношении товарной позиции "Кронштейн для видео- электроники" Заказчиком установлено следующее требование:
Размеры кронштейна фиксированного для видео-электроники: |
>: 75х75 |
мм |
Согласно установленной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки, в случае, если в техническом задании установлены требования к габаритным размерам (в формате ШхГхВ, или ШхВ) с использованием слов/словосочетаний/выражений/символов/предлогов, устанавливающих такие требования, означает что участник закупки должен представить второе значение в установленном формате, соответствующее требованиям инструкции, остальные значения должны быть увеличены.
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует что символ ">:" не предусмотрен национальной системой стандартизации и не содержит никакого математического смысла, что затрудняет восприятие описания объекта закупки и не позволяет участникам в должной степени определить потребность Заказчика, что является нарушением п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит довод Заявителя также обоснованным.
8. Комиссия УФАС также констатирует, что при описании товарной позиции "Прибор пожарной сигнализации пожарный ручной" Заказчиком установлено следующее требование:
Размер b, b1, b2 приводного элемента извещателя: |
не более 120 |
мм |
Согласно ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний (с Изменениями N 1, 2, 3)" габаритные размеры элементов ИПР должны удовлетворять требованиям, приведенным в таблице:
|
|
|
|
Параметр |
Размер |
||
Наименование |
Обозначение |
Минимальный |
Максимальный |
Длина стороны (диаметр) лицевой поверхности |
а |
85 мм |
150 мм |
Длины сторон (диаметр) зоны расположения приводного элемента ИПР |
b, b1, b2 |
34 мм |
80% от a |
Отклонение расположения центра зоны приводного элемента от центра лицевой поверхности |
c |
0 |
25% от a |
Длины сторон (диаметр) приводного элемента ИПР |
d |
10% от a |
50% от a |
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчиком использована совокупность терминологии и условных обозначений, не соответствующая приведенному ГОСТ, что также является нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
9. При описании товарной позиции Прибор пожарной сигнализации пожарный тепловой Заказчиком установлено следующее требование:
Номинальное напряжение сети питания: |
12 или 24 |
В |
По способу электропитания: |
по шлейфу; по отдельному проводу; от автономного источника |
|
Согласно установленной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки, в случае перечисления показателей (характеристик) и их значений, типов, марок, видов через знак ";", символ " / ", союз "и" это означает, что заказчику необходимо наличие в товаре всех показателей (характеристик) и их значений, типов, марок, видов - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают перечисление. В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", "либо", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор."
Таким образом, участник закупки при указании значения Номинальное напряжение сети питания должен осуществить выбор между "12" и "24", а значения показателя "По способу электропитания" оставить без изменений.
Следовательно, в рассматриваемом описании Комиссия УФАС не усматривает нарушения норм Закона о контрактной системе, а Заявителем в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, в данном случае Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным.
10. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы Заявителя и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИнжиниринг" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2021 г. N 44-5948/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021