Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Порядок" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 39787-ЭП/21 от 17.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию оборудования (извещение номер 0372200192121000089) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192121000089. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 248 988,44 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- размещении технической части документации в формате, который ограничивает количество участников закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Кроме того, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в части III "Техническое задание" документации об аукционе.
В доводах жалобы Заявитель указывает на отсутствие в документации об аукционе сведений, позволяющих определить объем работ, который подлежит выполнению, а также перечня запасных частей, необходимых для их выполнения.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со ст.ст. 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно ст. 32 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Часть III "Техническое задание" документации об аукционе содержит исчерпывающий перечень требующихся работ, необходимого оборудования, а также ссылки на документы технического регулирования, регламентирующие порядок выполнения работ.
Заявителем доказательств обратного не представлено, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Документацией об аукционе предусмотрены следующие положения:
"Начальная (максимальная) цена контракта формируется на основе прилагаемого Заказчиком расчета начальной (максимальной) цены с учетом всех расходов Исполнителя, связанных с оказанием услуг, оплатой транспортных расходов, а также страхование, уплату налогов и других обязательных платежей.
В рамках оказания услуг по Контракту стоимость товаров используемых при оказании услуг, а также стоимость товаров, поставляемых на объект Заказчика, для замены вышедшего из строя оборудования Заказчика, принимается с установленным лимитом денежных средств на их приобретение в размере, не превышающем 10 % от цены Контракта".
Таким образом, документацией об аукционе предусмотрены положения, которые позволяют определить необходимые затраты при оказании услуг.
3. В Техническом задании документации об аукционе Заказчиком установлено следующее:
"8.1. Перечень товаров, применяемых при оказании услуг по Контракту (поставляемых Заказчику в рамках оказания услуг по Контракту, а также используемых при оказании услуг) приведен в Таблице 1 настоящего раздела Технического задания_
8.2. Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) Товаров, применяемых при оказании Услуг, позволяющие определить соответствие Товара потребностям Заказчика установлены в Приложении N 3 к настоящему Техническому заданию_
8.6. Заказчик обращает внимание участников закупки, что товары по позициям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 Таблицы 1 Технического задания являются товарами, поставляемыми при оказании закупаемых услуг, и в отношении указанных товаров участник закупки обязан предоставить в первой части заявки конкретные показатели товаров, определенные в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки. Остальные товары, прямо не перечисленные в настоящем пункте, являются товарами, используемыми при оказании услуг, и предоставление конкретных показателей по таким товарам участником не требуется".
Как видно из Приложения N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) Товаров, применяемых при оказании Услуг позволяющие определить соответствие Товара потребностям Заказчика и Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе" к Техническому заданию документации об аукционе, в нем равным образом установлены требования как к используемым, так и поставляемым товарам:
Информация о подлежащем обслуживанию оборудовании включена в таблицу 1 "Перечень оборудования отделений, подлежащего техническому обслуживанию" Приложения N 2 "Регламент оказываемых услуг" к Техническому заданию документации об аукционе. Перед началом оказания услуг исполнитель должен произвести техническую оценку состояния оборудования, принимаемого на обслуживание (п. 1.3 Приложения N 2 "Регламент оказываемых услуг" к Техническому заданию документации об аукционе).
В отношении довода жалобы по используемому товару "хладон" о том, что по указанному товару отсутствует описание баллона, в котором он перевозится, Заказчик пояснил следующее:
"Применяемым газом в данном случае осуществляется техническое обслуживание оборудования, поэтому к газу Заказчик устанавливает требования (по ним предоставляется согласие). Описание характеристик баллона для газа Заказчиком не производилось в связи с тем, что баллон является упаковкой для используемого товара, и от качества упаковка качество товара не меняется".
4. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В силу положений ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы. В части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пп. "л" и "м" п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
- возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
- возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Оспариваемая Заявителем файл с требованиями к поставляемым товарам опубликован Заказчиком в формате *pdf. Данный файл обеспечивает поиск и копирование в гипертекстовом формате в полном объеме.
Заявителем доказательств обратного не представлено, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
5. Заявитель обжалует требования п. 5.4 Приложения N 2 "Регламент оказываемых услуг" к Техническому заданию документации об аукционе, согласно которому:
"Исполнитель обязан производить учет оказанных Услуг (выполненных работ), посредством ведения электронно-сервисных карт".
Из возражений Заказчика следует, что им установлена необходимость ведения учета оказанных услуг посредством ведения электронно-сервисных карт. Как можно установить из текста, исполнитель контракта вправе самостоятельно определить содержание сервисной карты (то есть фактически журнала оказания услуг), фиксируя в такой карте сведения о порядке и объеме оказанных услуг. При этом форма ведения указанной карты определена как электронная.
Заявителем доказательств обратного не представлено, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 33, 59, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порядок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 декабря 2021 г. N 44-6017/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021