Резолютивная часть оглашена 22.12.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), рассмотрела обращение администрации муниципального образования Мошокское сельское поселение Судогодского района Владимирской области (далее - администрация, заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" (далее - ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ", Общество, исполнитель, подрядчик) (ИНН 7727235230, КПП 771801001, Юридический адрес: 107023, Российская Федерация, город Москва, улица Малая Семеновская, дом 3 А, строение 1, этаж 8, помещение XXI, ком.7) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа заказчика от заключения контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству крытой хоккейной коробки в пос. им. Воровского Судогодского района Владимирской области (закупка N 0128200000121000638)".
21.12.2021 в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 22.12.2021.
На заседании Комиссии присутствовали представители: заказчика - администрации муниципального образования Мошокское сельское поселение Судогодского района Владимирской области:, ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
У С Т А Н О В И Л А:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение администрации о включении информации в отношении ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в котором указаны следующие обстоятельства.
15.03.2021 между администрацией и ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" заключен контракт на выполнение работ по строительству крытой хоккейной коробки в пос. им. Воровского Судогодского района Владимирской области (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 4.3.1 контракта, подрядчик, обязан выполнить работы по строительству объекта капитального строительства - строительство крытой хоккейной коробки в пос. им. Воровского Судогодского района Владимирской области в сроки, предусмотренные контрактом (с момента заключения контракта по 30.11.2021) в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 4 к контракту.
01 апреля 2021 года по акту приема-передачи подрядчику передана строительная площадка и предоставлены все необходимые документы для выполнения работ.
ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" в свою очередь, обязательств по предоставлению сведений (документов), в срок, предусмотренный контрактом, не исполнило, что стало основанием для выставления штрафных санкций, а также вынесения прокуратурой Судогодского района предостережения и представления об устранении нарушений.
Неисполнение обязанностей по предоставлению документов, является не единичным случаем неисполнения (ненадлежащего исполнения) подрядчиком обязательств по контракту.
В нарушение 6 раздела "Проект организации строительства" установленной в проектной документации продолжительности строительства отдельных этапов объекта, подготовительные и демонтажные работы, вместо отведенных в ПОСе 11 (одиннадцати) дней, выполнялись подрядчиком более полутора месяцев. При этом, работы производились в отсутствие ответственных лиц, без фиксации работ в специальных журналах, подлежащих регистрации в ИГАСН по Владимирской области, о чем 02.06.2021 организацией, осуществляющей строительный контроль ООО "СТРОЙ-КА" выдано соответствующее предписание.
Неисполнение данного предписания, а также совершение грубейших нарушений подрядчиком техники пожарной безопасности послужили основанием для вынесения 21.06.2021 повторного предписания.
Не обеспечение наличия на строительной площадке необходимой технической документации, в том числе специальных журналов, невыполнение мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности и охране труда, отсутствие ограждения строительной площадки, отставание от графика производств работ по контракту, стали предметом рабочего совещания 24.06.2021, в рамках которого, подрядчику был установлен срок для устранения замечаний.
05.08.2021 в ходе рабочего совещания, под председательством заместителя директора Департамента спорта Владимирской области установлено, что ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" не устранило выявленные нарушения, проигнорировало предписания строительного контроля и замечания заказчика, о чем был составлен соответствующий протокол от 05.08.2021.
09.09.2021 представитель Общества заверил участников совещания о способности завершить объект строительства в установленный контрактом срок. Принимая во внимание ограниченный контрактом оставшийся срок выполнения работ, подрядчику предложено представить техническое обоснование возможности завершения работ на объекте с соблюдением требований к технологии строительства. Техническое обоснование, аргументированные мотивировки о невозможности выполнения работ по строительству объекта от ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" в адрес заказчика не поступало, за исключением необоснованного уведомления о приостановке работ (N113 от 15.09.2021) и письма об одностороннем отказе от исполнения договора (N 9-ГД от 29.09.2021) на которые в установленный контрактом и законодательством о контрактной системе в сфере закупок администрацией предоставлены ответы (от 15.10.2021 N423, от 22.10.2021 N427), с указанием на возможные негативные последствия, в случае неисполнения подрядчиком своих обязательств.
15.11.2021 заказчиком организована комиссионная проверка исполнения контракта в ходе, которой установлено, что на дату проверки, подрядчиком выполнен только раздел, касающийся подготовительных работ на объекте.
К выполнению работ по строительству крытой хоккейной коробки ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" не приступило. Какие-либо иные работы на строительной площадке не ведутся. На объекте отсутствуют рабочие и строительная техника.
Данные обстоятельства комиссионно зафиксированы в акте о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, частью 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ и в соответствии с пунктом 11.3 контракта, учитывая, что подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, администрация просит рассмотреть вопрос о включении ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представители Общества пояснили следующее.
Подрядчик считает, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также обращение о включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не имеют под собой законных оснований, нарушают права ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела на основании следующего.
Согласно условиям контракта, подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы и сдать их заказчику. Расчеты между сторонами производятся с момента принятия администрацией выполненной подрядчиком работы. Окончательный расчет производится с момента подписания заказчиком акта приемки объекта, завершенного строительством.
В мае 2021 года подрядчик обнаружил, что переданная к исполнению проектная документация содержала не весь необходимый объём документов, а именно отсутствовала геодезическая разбивочная основа для строительства, которая включает в себя основные показатели строящегося объекта, позволяющие определить характеристики расходных материалов, необходимых для проведения строительно-монтажных работ.
Общество направило заявление N 76 от 14.05.2021 о необходимости предоставить геодезическую разбивочную основу в адрес администрации. В данном заявлении отдельно отмечено, что факт отсутствия разбивочной основы делает невозможным дальнейшее производство работ.
Заказчик предоставил ответное заявление N 182 от 20.05.2021, в котором уведомлял ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" о вынесении высотной отметки. К заявлению приложены акт геодезической разбивочной основы, схема расположения точек основных осей, а также письмо N 01-14/499 от 20.05.2021 лица, осуществляющего авторский надзор - ГУП "Владимиргражданпроект".
В процессе выполнения работ администрация неоднократно обращалась к Обществу с просьбами об изменении некоторых видов работ, а также методов их совершения. Указанные уточнения не установлены в проектной документации, условия контракта не содержали права заказчика на подобные изменения в связи с чем, у сторон неоднократно возникали конфликтные ситуации.
Более того, на предложение подрядчика о внесении изменений в проектную документацию администрация отказывалась, указывая на необходимость выполнения работ согласно указаниям заказчика без каких-либо уточнений в документацию строительного проекта.
В процессе изучения проектной документации от 20.05.2021, переданной после заключения контракта, ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" установило, что постоянные значения проектной документации не соответствуют фактическим показателям объекта.
Затопление строительной площадки является одним из последствий некорректной проектной документации. Фактический уровень грунтовых вод отличался от установленных в проектной документации на 300 - 500 мм. Затопление котлована привело к изменению сроков выполнения работ, более того, изменился технологический процесс строительно-монтажных работ.
Названные обстоятельства зафиксированы в письме N 1 от 02.06.2021 ООО "СТРОЙ-КА", осуществляющего технический надзор на строительной площадке. В частности, технический надзор направил администрации и подрядчику предписание, согласно которому просил произвести откачку воды из ям с выборкой закисшего недоброго грунта. Перекоп просил компенсировать песком или щебнем. К предписанию технического надзора прикреплена фотография затопленных участков. К настоящему заявлению приложены фотоматериалы откачки вод, произведённых подрядчиком.
ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ", в целях недопущения брака при производстве работ по устройству основания под отдельно стоящие фундаменты, произвело разработку грунта в несколько этапов с постоянной откачкой воды. Техническая документация не предусматривала такие виды работ, также, как и работы по устройству системы водоотведения. Администрация, о названных обстоятельствах была уведомлена письмом N 23 от 01.07.2021.
Не смотря на фото-фиксирование приведённых обстоятельств, на наличие уведомлений нескольких независимых лиц о факте затопления и устранении таких обстоятельств заказчик отказался вносить изменения в проектную документацию, отказался возмещать непредвиденные расходы и не принял каких-либо мер для предупреждения возможных непредвиденных ситуаций. С указанного момента администрация перестала принимать корреспонденцию подрядчика, отправленную по почте.
В свою очередь лицо, осуществляющее авторский надзор, сообщило об изменении нулевой строительной отметки на 200 мм, что приводит к изменению 80% технических решений в проектной документации. Однако заказчик продолжал отрицать необходимость каких-либо изменений. Так, по его мнению, сумма контракта покрывает все необходимы работы по проекту. При этом администрация не учитывает риск отказа в регистрации объекта, законченного строительством по причине полного несоответствия проектной документации фактическим показателям объекта.
Выполнение работ с проектной документацией, недостоверными показателями, неизбежно приведёт к существенному ухудшению качества строительно-монтажных работ. ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" несёт гарантийные обязательства и понимает, что после завершения работ при выявлении существенных дефектов на вновь возведённом объекте заказчик обратится с требованием об устранении таких дефектов. Строительно-монтажные работы уже привели к непредвиденным расходам и увеличению срока выполнения работ. С целью исключения описанных последствий Общество обратилось к заказчику, уведомило о приостановке работ, а после направило решение об одностороннем отказе от договора.
15.09.2021 подрядчик направил письмо N 113 о необходимости изменений проектной документации и уведомил о приостановлении работ. Исчерпав возможности деловых переговоров, ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" приняло решение N 9-ГД от 29.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта. Основанием для принятия такого решения послужил простой рабочих, строительной техники, возникновение непредвиденных убытков и очевидный конфликт с заказчиком.
Не смотря на всё вышеизложенное администрация письмом N 432 от 15.10.2021 сообщает Обществу об отсутствии оснований на изменение проектной документации. Позиция основана на заключении экспертизы ГАУ ВО "Владоблгосэкспертиза". Подрядчик не оспаривает наличие положительного заключения экспертизы, однако, это никак не оправдывает затопление котлована и расходы ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" на выкачивание грунтовых вод.
После одностороннего отказа подрядчика от выполнения контракта, администрация направляет решение N 457 от 16.17.2021 в котором извещает Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчик руководствовался следующими нормами.
Согласно статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенных изменений обстоятельств стороны наделяются правом изменить или расторгнуть договор. В настоящем деле существенным обстоятельством является несоответствие решений проектной документации фактическим показателям на объекте.
По содержанию статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда подрядчиком обнаружены обстоятельства, которые могу привести к неблагоприятным последствиям, подрядчик обязан незамедлительно уведомить заказчика о таких последствиях.
Пунктом 3 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, упомянутых в пункте 1 названной статьи, в разумный срок не заменит непригодную техническую документацию, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Положения статьи 719 наделяют подрядчика правом на односторонний отказ от исполнения договора в случае, если заказчик не исполняет встречные обязательства, в частности не предоставляет необходимую документацию.
На основании пункта 11.9 контракта, а также на основании части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу по истечению десяти дней со дня надлежащего уведомления заказчика. Согласно отчёту об отслеживании почтового отправления с трек-номером: 10702363039037 заявление N 9-ГД прибыло в место вручения 5 октября 2021 года. Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в силу 15 октября 2021 года.
Кроме того, Общество 7 октября 2021 года направило на электронную почту заказчика (moshok-sudogr@rambler.ru), указанный в пункте 12.7 контракта, повторное уведомление о расторжении контракта.
Согласно пункту 12.8 контракта все уведомления, сообщения, отправленные друг другу по адресам электронной почты, указанным в пункте 12.7 контракта, признаются официальной перепиской в рамках настоящего контракта.
ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ", принимая все надлежащие меры, неоднократно уведомляя администрацию о выявленных обстоятельствах было вынуждено приостановить работы, а позднее направить решение об одностороннем отказе руководствуясь условиями контракта, нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество считает, что позиция заказчика о законности и обоснованности решения N 457 от 16.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта противоречит фактическим обстоятельствам и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
17.06.2021 ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" в адрес заказчика направлял акты по форме КС-2, КС-3, счета и исполнительную документацию. В ответ администрация направила заявление N 180 от 20.05.2021, в котором указала, что приняла часть работ, однако от актов за апрель 2021 отказалась, указав на невыполнение работ. Исполнительная документации была возвращена, никаких заявлений от заказчика не поступило, экспертиза не произведена.
ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" считает, что действия администрации являются недобросовестными и нарушают процессуальные и материальные нормы права, в связи с чем Общество направило исковое заявление. В настоящее время Арбитражный суд Владимирской области рассматривает дело N А11-14774/2021 о признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным.
В связи с изложенным, ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" просит отказать в удовлетворении обращения заказчика о включении информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков).
Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков определено, что рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В пункте 1 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Из вышеприведенных положений следует, что при поступлении сведений о случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), повлекший односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он принимает решение о включении сведений о поставщике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия считает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение условий контракта исполнителем, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия, изучив представленные сторонами документы, пришла к выводу, что в материалах дела отсутствуют безусловные документарные доказательства осуществления Обществом действий исключительно в целях причинения вреда другому лицу либо их совершения в обход закона, с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав.
Кроме того, Комиссия не усматривает неоспоримых документарных доказательств, намеренного уклонения ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" от исполнения контракта.
Данное обстоятельство делает невозможным включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ".
Иные обстоятельства, в том числе разногласия сторон относительно возможности надлежащего исполнения вышеназванного контракта, представляющие собой гражданско-правовой спор, должны являться предметом судебного разбирательства в рамках полномочий Арбитражного суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения администрации о включении информации в отношении ООО "НАГВАЛЬ СТРОЙТЕХ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 декабря 2021 г. N РНП 33-1645
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021