Резолютивная часть объявлена 23.12.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 28.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
уполномоченного органа - Комитета по финансам администрации городского округа "Город Калининград": О.И. Ферри (по доверенности);
заказчика - Администрации городского округа "Город Калининград": Ж.Ю. Шичко (по доверенности),
в отсутствие представителей заявителя - ООО "НОВОТЭК", ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "НОВОТЭК" (вх. N 9960 от 17.12.2021) на действия уполномоченного органа - Комитета по финансам администрации городского округа "Город Калининград" при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого являются услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение (извещение N 0335300000221000821) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 17.12.2021 поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при рассмотрении заявок на участие в Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявителем подана заявка на участие в Аукционе. В качестве обеспечения заявки была представлена банковская гарантия, бенефициаром указан заказчик - Администрация городского округа "Город Калининград". По мнению Заявителя, из положений Закона о контрактной системе следует, что банковская гарантия должна предоставляться заказчику, поскольку уполномоченный орган не может являться бенефициаром.
Следовательно, действия комиссии Уполномоченного органа, в части признания второй части заявки Заявителя несоответствующей требованиям Аукционной документации ввиду неверно указанного бенефициара в банковской гарантии, являются неправомерными.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы Заявителя и пояснили, что действия комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе осуществлены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
24.11.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335300000221000821 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 680 200,00 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В силу части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
При этом банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе (часть 4 статьи 44 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о контрактной системе требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 6 статьи 45 Закона о контрактной системе).
Таким образом, законодательством Российской Федерации к участникам закупок установлено обязательное требование об обеспечении заявок на участие в закупках (за исключением случаев, установленных статьей 44 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 15.1 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" Аукционной документации "сумма обеспечения заявки на участие в электронном аукционе предусмотрена в следующем размере: 56 802,00 руб. (НДС не облагается), что составляет 1% от начальной (максимальной) цены контракта.
Обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником аукциона в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником аукциона.
Требование об обеспечении заявки на участие в аукционе в равной мере относится ко всем участникам аукциона, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в аукционе".
В пункте 15.3 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" документации об Аукционе указаны условия предоставления и требования к банковской гарантии, выдаваемой для целей обеспечения заявки на участие в аукционе, в том числе следующее:
"Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом бенефициару (уполномоченному органу - Комитету по финансам администрации городского округа "Город Калининград") в установленных частью 15 статьи 44 Федерального закона N 44-ФЗ случаях - 56 802,00 руб.
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:
- своевременное заключение контракта;
- своевременное предоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта;
3) право бенефициара в случаях, установленных частью 15 статьи 44 Федерального закона N 44-ФЗ, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в пункте 15.1 настоящего раздела документации;
4) обязанность гаранта уплатить бенефициару неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
5) право бенефициара по передаче права требования по банковской гарантии при перемене бенефициара в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предварительным извещением об этом гаранта;
6) условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
7) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление вышеуказанной денежной суммы на счет бенефициара (уполномоченного органа) - Комитета по финансам администрации городского округа "Город Калининград":
Получатель: УФК по Калининградской области (Комитет по финансам).
Казначейский счет 03100643000000013500
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАД БАНКА РОССИИ//УФК по Калининградской области г. Калининград.
ЕКС 40102810545370000028
БИК 0012748051
ИНН / КПП 3905015619/390601001
ОКТМО 27701000
КБК 005 1 16 10061 04 0000 140;
8) срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 44 Федерального закона N 44-ФЗ - не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок, указанного в пункте 11.1 настоящего раздела документации;
9) установленный постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2013 г. N 1005 перечень документов, предоставляемых банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а именно: одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии гаранту направляется документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).
10) условие о праве бенефициара на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии".
В силу пункта 4 Правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626, оператор электронной площадки направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий при направлении вторых частей заявок на участие в электронной процедуре.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как установлено частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно информационному письму Минфина России от 30.07.2019 N 24-05-05/57198, учитывая положения части 1 статьи 27, пунктов 1 и 11 части 1 статьи 31, части 6 статьи 44, части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, в случае выявления в соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, представляется возможным рассмотрение комиссией по осуществлению закупок вопроса об отклонении заявки на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе по причине несоответствия участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено требование об обеспечении заявок, в рассматриваемом случае участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 10.12.2021 N 0335300000221000821 комиссия Уполномоченного органа рассмотрела вторые части заявок участников закупки и приняла решение о признании заявки участника Аукциона с идентификационным номером 11073285 (ООО "НОВОТЭК") несоответствующей требованиям документации об Аукционе со следующим обоснованием:
"п. 2 части 6 статьи 69 Федерального закона N44-ФЗ: несоответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Банковская гарантия, находящаяся в составе второй части заявки, не соответствует ч. 2 ст. 45 Федерального закона N44-ФЗ.
В банковской гарантии неверно указан бенефициар (администрация городского округа "Город Калининград" вместо уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации городского округа "Город Калининград", что противоречит п. 15.3 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" документации об электронном аукционе".
Изучив банковскую гарантию N РКБ-082196/21 от 06.12.2021, представленную в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе ООО "НОВОТЭК", Комиссией установлено, что бенефициаром является Администрация городского округа "Город Калининград" (ИНН 3903016790, КПП 390601001), принципалом является ООО "НОВОТЭК", гарантом выступает АО Банк "РЕСО Кредит".
Согласно пункту 1 банковской гарантии N РКБ-082196/21 от 06.12.2021 настоящая банковская гарантия:
"1.1. Настоящая Гарантия обеспечивает обязательство Принципала, в случае его победы в Закупке, представить Бенефициару подписанный со стороны Принципала государственный контракт на Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение. (далее - Контракт) и предоставить обеспечение исполнения Контракта в соответствии с извещением о проведении Закупки, документацией по проведению Закупки, Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. (далее - Закон о контрактной системе).
1.2. Бенефициар вправе в случаях, установленных частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, представить на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
1.3 Сумма, подлежащая уплате Бенефициару по настоящей Гарантии (предел обязательства), не превышает 56 802,00 (Пятьдесят шесть тысяч восемьсот два рубля) 00 копеек".
Однако, согласно пункту 15.3 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" документации об Аукционе сумма банковской гарантии в размере 56 802,00 руб. подлежит уплате бенефициару, которым является уполномоченный орган - Комитет по финансам администрации городского округа "Город Калининград" (ИНН / КПП 3905015619/390601001).
Вместе с тем, банковская гарантия N РКБ-082196/21 от 06.12.2021 содержит обязательства гаранта - АО Банк "РЕСО Кредит", принимая во внимание обязательства принципала - ООО "НОВОТЭК", связанные с участием в конкурсе N 0335300000221000821, выплатить по требованию бенефициара - Администрации городского округа "Город Калининград" (ИНН 3903016790, КПП 390601001) денежную сумму, не превышающую 56 802,00 (Пятьдесят шесть тысяч восемьсот два рубля) 00 копеек, в случаях неисполнения Принципалом обязательств, предусмотренных документацией о Закупке, при признании его победителем Закупки.
Таким образом, представленная в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе ООО "НОВОТЭК" банковская гарантия N РКБ-082196/21 от 06.12.2021 не соответствует требованиям пункта 15.3 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" документации об Аукционе и части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, поскольку содержит сведения о бенефициаре - Администрации городского округа "Город Калининград" (ИНН 3903016790), а не Комитете по финансам администрации городского округа "Город Калининград" (ИНН 3905015619) как установлено Аукционной документацией.
Кроме того, Комиссия отмечает, что вопреки доводам жалобы Заявителя Закон о контрактной системе не содержит обязательного условия о том, что бенефициаром по банковской гарантии может выступать исключительно заказчик по закупке, а не уполномоченный орган или уполномоченное учреждение.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, о том, что действия комиссии Уполномоченного органа в части признания заявки ООО "НОВОТЭК" несоответствующей требованиям Аукционной документации на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе являются обоснованными и соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Заместителя Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НОВОТЭК" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
А.Н. Хлусова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 декабря 2021 г. N 039/06/69-1592/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021