Резолютивная часть оглашена
23.12.2021 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Ника" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона по объекту закупки: Выполнение работ по демонтажу металлоконструкций "Стелы Ветеранам КМПО им.М.В.Фрунзе в честь 50-летия Победы в ВОВ 1941-1945 гг." (Извещение N 0342300000121001331, начальная (максимальная) цена контракта 338 470 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара "Центр технического и хозяйственного обслуживания" (далее - МБУ г.о.Самара "ЦТХО", Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Ника" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, ООО "Ника" не исполнило обязательства по контракту, в связи с чем заказчик во исполнение требований статьи 104 Закона о контрактной системе направил в Самарское УФАС России сведения для рассмотрения вопроса о включении информации об ООО "Ника" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку установила следующее.
14.09.2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу металлоконструкций "Стелы Ветеранам КМПО им.М.В.Фрунзе в честь 50-летия Победы в ВОВ 1941-1945 гг.
04.10.2021 г. между МБУ г.о.Самара "ЦТХО" и ООО "Ника" на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.09.2021 N0342300000121001331-2 заключен контракт.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта срок выполнения работ - в течение 30 (тридцать) календарных дней со дня заключения контакта, в том числе 10 (десять) календарных дней - подготовка и согласование проекта производства (далее -ППР), 20 (двадцать) календарных дней - производственные работы и сдача-приемка результата работ.
Таким образом, ППР должен был быть согласован с Заказчиком не позднее 14.10.2021 г., приступить к исполнению производственных работ Подрядчик должен был не позднее 15.10.2021 г. и завершить их в срок до 03.11.2021 года включительно.
Подрядчик неоднократно нарушал сроки, указанные в пункте 3.1. Контракта, что подтверждается следующими документами:
- Письмо Исх. N 335 от 07.10.2021 г.;
- Письмо Исх. N 358 от 15.10.2021 г.;
- Требование Исх. N 360 от 15.10.2021 г.;
- Письмо Исх. N 367 от 20.10.2021 г.
Пункт 8.3. Контракта предусматривает обязанность Подрядчика "своевременно приступить к выполнению работ, выполнять работы в полном объеме в сроки, установленные настоящим контрактом, в течение 1 (одного) рабочего дня письменно информировать Заказчика по его запросу о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта".
По состоянию на 02.11.2021 г. Подрядчик исправленный ППР для согласования в адрес Заказчика не направил, к производственным работам не приступил, требования об уплате штрафов в добровольном порядке не удовлетворил.
Учитывая изложенное, Заказчиком 02.11.2021 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 13.3., 13.4. контракта настоящий контракт, может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в одностороннем порядке по решению Заказчика в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
02.11.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Поставщику посредством электронной почты, а также почтовой связью. 03.11.2021 г. решение размещено в ЕИС.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 14.12.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Подрядчик надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям ООО "НИКА" после заключения контракта Обществом был подготовлен план производства работ, согласно проектной документации и направлен на утверждение Заказчику. В свою очередь Заказчик направил свои замечания к плану производства работ, которые значительно увеличивают стоимость выполнения работ по контракту, в частности, способ выполнения работ, вывоз демонтированного объекта. Заказчик требует вывоз металлолома в два места на собственные складские площадки, что не предусмотрено документацией и ведет к удорожанию стоимости работ.
Общество повторно подготовило и утвердило план производства работ, согласно проектной документации и техническому заданию, а также, с учетом всех требований Заказчика, несмотря на то, что имеются пункты значительно увеличивающие стоимость выполнения работ по контракту. Далее Заказчик потребовал установку дополнительного ограждения на объекте.
Кроме того, в сметной документации не заложена стоимость бетона, а сумма предусмотренная для устройства ограждения значительно ниже реальной стоимости того ограждения, которое требует Заказчик. Ограждение такого вида значительно превышает не только сметную стоимость, заложенную на устройство ограждений, но и сумму самого контракта и имеет отрицательную рентабельность для ООО "НИКА". Предложенные Обществом ограждения, применяемые на других строительных площадках, позволяющие обеспечить безопасность при демонтаже объекта, не устроили Заказчика без обоснования причин.
Однако, принимая участие в закупке участник закупки выразил согласие на выполнение работ на условиях, определенных документацией о закупке. В ЕИС в составе документации была размещена проектная документация, включающая в себя пояснительную записку, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, а также проект организации работ.
Кроме того, согласно части 1 статьи 716 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Частью 2 статьи 716 ГК РФ определено, что подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Вопреки требованиям части 2 статьи 716 ГК РФ ООО "НИКА" Заказчика о вышеуказанных обстоятельствах, касающихся способа выполнения работ и вывоза мусора, письменно не предупреждало.
Таким образом, вышеуказанные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Общества при исполнении контракта.
ООО "НИКА" в антимонопольный орган представлено уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке со стороны Общества, адресованное Заказчику. Однако надлежащих доказательств, подтверждающих направление указанного уведомления в адрес Заказчика, в Самарское УФАС России не представлено.
Решение ООО "НИКА" об отказе от исполнения контракта расценивается как ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в результате проведенной процедуры электронного аукциона (извещение N 0342300000121001331) ООО "НИКА" осуществлено снижение начальной (максимальной) цены контракта с 338 470 руб. до 249 666, 69 руб., что повлекло для Общества дополнительные сложности с исполнением контракта.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Действуя в рамках заключения государственного (муниципального) контракта, Подрядчик должен учитывать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "НИКА" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением государственных заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "НИКА" в реестр недобросовестных поставщиков (ИНН: 6317122827, КПП 631701001, ОГРН 1186313004899, адрес в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ: 443099, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.О.САМАРА, ВН.Р-Н САМАРСКИЙ, Г.САМАРА, ПЕР.ЗАПЛАННЫЙ, 8; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/директоре: Баласанян Самвел Славикович (ИНН 631702873229), учредителях: : Баласанян Самвел Славикович (ИНН 631702873229), Баласанян Григорий Славикович (ИНН 631702873229) (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "НИКА", о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/директоре, учредителях из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение к решению Самарского УФАС России NРНП-63-525 от 23.12.2021 г.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
14.12.2021 |
17.12.2021 |
16.12.2021 |
0 |
16.12.2021 |
23.12.2021 |
23.12.2021 |
0 |
28.12.2021 |
28.12.2021 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 декабря 2021 г. N РНП-63-525
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021