Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
ГОБУЗ "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" - Фрибус В.В.,
ООО "Пояс" - Фомина А.А.,
рассмотрев обращение ГОБУЗ "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" о включении сведений в отношении ООО "Пояс" в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с положениями статьи 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), разделом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
16.12.2021 в Мурманское УФАС России поступило обращение ГОБУЗ "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Пояс" (Мурманская обл., г. Мурманск, пр-кт Героев-Североморцев, д. 22, ИНН 5190048342, ОГРН 1155190006036, директор Пименова Ольга Юрьевна, ИНН 519030057586 ) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по замене фильтрующих элементов систем вентиляции и кондиционирования ГОБУЗ МОКМЦ (номер извещения 0149200002321007637).
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции, по указанию ЦА ФАС России, заявление о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Общества рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
Согласно протоколу от 01.12.2021 N 8981/2/21 победителем электронного аукциона на выполнение работ по замене фильтрующих элементов систем вентиляции и кондиционирования ГОБУЗ МОКМЦ признано ООО "Пояс".
06.12.2021 Заказчик разместил в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, срок подписания контракта устанавливался до 13.12.2021 включительно.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
10.12.2021 ООО "Пояс" подписало проект контракта и направило обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
15.12.2021 Заказчик составил и разместил в ЕИС и на электронной площадке протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта на основании того, что банковская гарантия от 08.12.2021 N 26462-20КЭБГ/0006, выданная АО "Кивибанк" (далее - банковская гарантия) не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а именно срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Заявление ГОБУЗ "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" о включении сведений в отношении ООО "Пояс" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе срок 16.12.2021.
В действиях Заказчика по признанию ООО "Пояс" уклонившимся от заключения контракта и направлению сведений в отношении поставщика в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Требования к банковской гарантии установлены статьей 45 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии положениями статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течении трех рабочих дней после подписания победителем закупки проекта контракта Заказчик обязан подписать проект контракта. Так как ООО "Пояс" подписал проект контракта 10.12.2021, то Заказчик должен был подписать до 15.12.2021.
Пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрен срок выполнения работ: в течение 90 (девяноста) календарных дней с даты заключения договора. Следовательно, конечный срок выполнения работ - 15.03.2022.
При изучении условий банковской гарантии Заказчик установил, что в представленной банковской гарантии установлен следующий срок действия банковской гарантии: с даты выдачи гарантии по 1 апреля 2022 включительно, что, учитывая срок окончания работ 15.03.2022, составляет менее одного месяца с даты исполнения обязательств.
Таким образом, представленная ООО "Пояс" банковская гарантия не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и документации о закупке.
Представитель ООО "Пояс" пояснил, что данный срок был ошибочно установлен АО "Кивибанк". В то же время, после получения информации о несоответствии данной банковской гарантии, 15.12.2021 Общество направило на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта в сумме 419 831,03 руб. (платежное поручение N 265), а также представило оформленную ПАО "СДМ-Банк" банковскую гарантию N ЭГ-009966/21-Г.
Также Общество сообщило, что ранее заключенные между ГОБУЗ "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" и ООО "Пояс" контракты (от 06.03.2021 N 1492000023190001960001, от 11.06.2019 N Ф.2019, от 07.05.2020 N 01492000023200021990001, от 06.11.2020 NФ .2020.6174, от 23.07.2021 N 01492000023210041550001) выполнены в полном объеме и в установленные сроки.
Таким образом, ООО "Пояс" предпринимало все возможные действия для заключения контракта с Заказчиком. Кроме того, Общество направило претензию в адрес АО "Кивибанк", и пыталось оспорить в УФАС по Мурманской области протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта (дело N 051/06/106-896/2021).
Заказчик подтвердил, что денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта поступили на его счет 16.12.2021.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Пояс" было намерено заключить контракт, подписало его на электронной площадке, однако в силу несоответствия банковской гарантии, процедура заключения контракта не была завершена.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от подписания контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя, совершение им умышленных действий (бездействия). В рассматриваемом случае Комиссия не усмотрела в действиях ООО "Пояс" недобросовестного поведения.
Пунктом "б" части 14 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать ГОБУЗ "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" во включении сведений в отношении ООО "Пояс" (Мурманская обл., г. Мурманск, пр-кт Героев-Североморцев, д 22, ИНН 5190048342, ОГРН 1155190006036, директор Пименова Ольга Юрьевна, ИНН 519030057586) в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Ворониной
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 декабря 2021 г. N 051/06/104-893/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021