Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "ГРОМ" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N 4 (далее - Конкурсная комиссия), ГБУЗ ПК "Городская детская клиническая поликлиника N 6" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг физической охраны (изв. N 0156200009921000954),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000954 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг охраны.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурсе в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.11.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 16 025 184,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.11.2021 г.
Заявитель полагает, что Конкурсной комиссией неверно применен порядок оценки заявок и присвоен первый номер заявке ООО ЧОО "ХРАНИТЕЛЬ-СПАС", поскольку имеет место разночтение, содержащиеся в критериях оценки заявок участников конкурса (приложение 1 к конкурсной документации), а именно несоответствие предмета оценки формуле расчёта баллов по критерию "квалификация участника конкурса".
Также Заявитель считает, что в установленном Заказчиком порядке оценки заявок имеется противоречие, которое выразилось в несоответствии предмета оценки и формулы расчета баллов.
Из пояснений Конкурсной комиссии следует, что заявки участников оценивались Конкурсной комиссией в соответствии с порядком оценки, предусмотренным п. 2.1 критериев оценки. Каждому из участников, в т.ч. и Заявителю по критерию "наличие у участника опыта успешного оказания услуг сопоставимых по характеру и объёму с предметом конкурса" засчитывалось общее количество представленных ими контрактов (договоров), на оказание услуг, сопоставимых по характеру с предметом настоящего конкурса и по которым были предоставлены подтверждающие документы.
Комиссия, изучив пояснения участников, представленные документы и информацию отмечает следующее.
В отношении довода Заявителя о противоречии в установленном Заказчиком порядке оценки заявок, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении закупки, аукционной документации окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 30.11.2021 г. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 15.12.2021 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, жалоба ООО ЧОП "ГРОМ" на положения аукционной документации не подлежит рассмотрению.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках по истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки было установлено следующее.
В соответствии с п. 2.1 Приложения 1 к конкурсной документации (далее - Критерии оценки) предмет оценки определяется как общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимых по характеру с предметом настоящего конкурса.
Также в критериях оценки приведена формула расчёта баллов. Расчет баллов производится следующим образом:
С1i =КЗ*100*(Ki/Kmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ=1,0);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (наибольшая цена одного из исполненных контрактов;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки (максимальная цена одного из исполненных контрактов, представленных участниками закупок в составе заявки);
С1i - количество баллов, присуждаемых по показателю критерия оценки.
Следовательно, имеет место противоречие между предметом оценки и формулы расчёта баллов по критерию "квалификация участника конкурса".
Таким образом в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что 26.11.2021 г. Уполномоченным органом были размещены разъяснения, в которых указано, что в критериях оценки заявок, окончательных предложений участников закупки допущена опечатка. При расчете баллов Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, а Кmax будет рассчитываться как максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Таким образом, на этапе подаче заявок Уполномоченный орган исчерпывающим образом разъяснил, что рассчитывать баллы по критерию квалификация участника конкурса необходимо именно по количеству исполненных контрактов (договоров) как и указано в предмете оценки.
Кроме того, Комиссия отмечает, что заявка подателя жалобы (участник под N 3) поступила 29.11.2021 г. Следовательно, у Заявителя было время для ознакомления с разъяснениями положений конкурсной документации.
Уполномоченный орган в своих пояснениях также указал, что Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Вместе с тем, запрос на дачу разъяснений поступил от участника конкурса 26.11.2021 г., а срок окончания подачи заявок - 30.11.2021 г. В связи с чем, Уполномоченный орган не имел возможности исправить выявленную опечатку конкурсной документации в установленный законом срок.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 3 ст. 54.2 Закона о закупках, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Кроме этого, согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 2 ст. 54.5 Закона о закупках, по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 54.7 Закона о закупках в течение одного часа с момента формирования протокола, предусмотренного частью 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 54.7 Закона о закупках Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о закупках Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Требования к составу заявки установлены Заказчиком в разделе 8 Информационной карты конкурсной документации.
Согласно п.п 5 п. 3 раздела 8 Информационной карты вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса, указаны в Приложении 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки".
Все документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объеме (в случае их предоставления).
При этом отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса, не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о закупке.
Согласно пункту 2 Критериев оценки заявок, Заказчиком установлен нестоимостной критерий "Квалификация участников конкурса".
По указанному критерию, Заказчиком установлен, в том числе показатель "Наличие у участника конкурса опыта успешного оказания услуг сопоставимых* по характеру с предметом настоящего конкурса".
Предмет оценки - общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимых* по характеру с предметом настоящего конкурса, заключенных в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и(или) от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - контракт)
*Услугами сопоставимого характера в рамках данного конкурса считаются охранные услуги **, в том числе, по охране общественного порядка и имущества, оказанные за последние 5 лет по дату подачи заявки.
**данные услуги должны быть поименованы в предмете контракта и(или) техническом задании.
Баллы присваиваются только за документально подтверждённое наличие опыта успешного оказания услуг сопоставимого* по характеру с предметом настоящего конкурса.
Документами подтверждающими опыт оказания услуг сопоставимых* по характеру являются в совокупности:
1. копия заключенного и исполненного контракта на оказание услуг сопоставимых* по характеру с предметом настоящего конкурса;
2. копии актов приемки оказанных услуг, подтверждающих стоимость и факт приемки оказанных услуг заказчиком, по заключенным и исполненным контрактам.
Расчет баллов производится следующим образом:
С1i =КЗ*100*(Ki/Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ=1,0);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (наибольшая цена одного из исполненных контрактов;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки (максимальная цена одного из исполненных контрактов, представленных участниками закупок в составе заявки);
С1i - количество баллов, присуждаемых по показателю критерия оценки.
Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копии исполненного контракта на оказание услуг сопоставимых* по характеру с предметом настоящего конкурса;
и (или)
- отсутствия копий актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих стоимость оказанных услуг и факты приемки услуг заказчиком, по заключенным и исполненным контрактам на оказание услуг сопоставимых* по характеру с предметом настоящего конкурса;
и (или)
- несоответствия тематики (предмета) контрактов предмету настоящего конкурса (оказание услуг сопоставимых* по характеру);
и (или)
- контракты заключены и исполнены не в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и (или) от 18.07.2011 N 223-ФЗ;
и (или)
- срок заключения и исполнения контрактов не приходится на последние 5 лет по дату подачи заявки.
При отсутствии опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых* по характеру и (или) документального подтверждения, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия отмечает, что Конкурсной комиссией засчитывалось общее количество представленных участниками закупки контрактов (договоров), на оказание услуг, сопоставимых по характеру с предметом настоящего конкурса и по которым были предоставлены подтверждающие документы. Соответственно, Конкурсная комиссия оценивала общее количество представленных участниками контрактов.
Конкурсная комиссия оценивала заявки с учетом разъяснений от 26.11.2021 г. Разъяснения находятся в открытом доступе, и каждый участник мог с ними ознакомиться, следовательно, все участники закупки были в равном положении.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Конкурсной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
Комиссия отмечает, что согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 10.12.2021 NППИ1 заявки четырех участников были признаны соответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией, что свидетельствует о наличии конкуренции.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "ГРОМ" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг физической охраны (изв. N 0156200009921000954) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО ЧОП "ГРОМ" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг физической охраны (изв. N 0156200009921000954) не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
4. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 декабря 2021 г. N 020864/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021