В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 020105 от 02.12.2021 г.) на основании уведомления (исх.N 014720-21 от 01.12.2021) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ГБУЗ ПК "Городская детская поликлиника N 3" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку краски для ризографа (изв.N 0356300018421000073).
Продолжительность проверки: с 02.12.2021 г. по 24.12.2021 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку краски для ризографа (изв.N 0356300018421000073).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0356300018421000073 Заказчиком проводился электронный аукцион поставку краски для ризографа.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 43 620,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 13.04.2021 г.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2021 N0356300018421000073-3 победителем закупки признано ООО "Алые паруса" (далее - Поставщик).
07.05.2021 г. между Заказчиком и ООО "Алые паруса" заключен контракт на поставку краски для ризографа.
Согласно доводам обращения Заказчиком не применены меры ответственности в отношении ООО "Алые паруса" в связи с нарушением срока поставки товара.
Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
В п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Поскольку Пермское УФАС России не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе), а является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе), Комиссия не уполномочена осуществлять контроль исполнения контракта в части применения Заказчиком мер ответственности в отношении поставщика.
Между тем, в рамках установленной Законом о закупках компетенции Комиссией установлено следующее.
согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно п. 1.3. Контракта срок поставки товаров: 30 календарных дней с момента подписания Контракта.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем.
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. задержка поставки товара более чем на 20 календарных дней;
7.4.2. Невыполнение требования Заказчика об устранении выявленных нарушений в установленный срок более 1 раза;
Согласно письменным пояснениям Заказчика 16.06.2021 г. Поставщиком был поставлен товар по товарной накладной от 04.06.2021 г. N АП-0001825 "Краска Blossom для дупликатора Riso модели CV". Вместе с тем поставленный товар был ненадлежащего качества, а именно:
1) наименование показателя товара не соответствовало условиям контракта;
2) отсутствовала маркировка на тубе, подтверждающая оригинальность товара;
3) при установке тубы/рулона в ризограф выдавалась ошибка кода H 101;
4) не включается индикация системы качества печати RISO I Quality System;
5) на каждой тубе была затерта печатная информация.
18.06.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика акт рекламации с требованием устранить выявленные дефекты в течение 5 дней с момента получения уведомления. Ответа Поставщика не последовало.
Поскольку несоответствия товара устранены не были 28.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Комиссией установлено, что 29.09.2021 г. указанное решение размещено Заказчиком в разделе дополнительная информация по контракту (недействующая реестровая запись - 0356300018421000001).
Как указал Заказчик 29.09.2021 г. соответствующее решение было направлено в адрес Поставщика. заказным письмом с уведомлением о вручении, вместе с тем заказанное письмо вернулось Заказчику. 08.11.2021 г. Поставщиком были устранены нарушения условий контракта: поставлен товар, соответствующий условиям контракта.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
08.11.2021 г. на основании ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией установлено, что 09.11.2021 г. указанное решение об отмене решения об одностороннем отказе размещено Заказчиком в разделе дополнительная информация по контракту (недействующая реестровая запись - 0356300018421000001).
Согласно ч. 2 ст. 103 Закона о закупках в реестр контрактов включаются, в том числе следующие документы и информация:
10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
Согласно реестровой записи контракта N 2590703427221000123 17.11.2021 г. Заказчиком размещена информация о начислении неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом - претензия (требование) от 16.11.2021 г. N 34/92-01-07-1648. Комиссией установлена, что информация размещена в регламентированный Законом о закупках срок.
На основании указанного выше Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках.
ВЫВОД:
Заказчиком при ведении реестровой записи контракта N 2590703427221000123, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку краски для ризографа (изв.N 0356300018421000073) нарушений положений Закона о закупках не допущено
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 декабря 2021 г. (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - электронный аукцион - контроль в сфере закупок - ненадлежащее исполнение обязательств)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021