Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту здания аэровокзала для филиала "Аэропорт "Байкит" ФКП "Аэропорты Красноярья" в 2022 году" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0519100001421000158, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Норма" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, номер извещения N 0519100001421000158.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
В указанные в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-3244/2021 к рассмотрению дату и время к интернет-видеоконференции представители подателей жалоб не подключились.
На рассмотрении по средствам интернет-видеоконференции присутствовал представитель заказчика, подтвердивший свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно, заказчиком не установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства от 04.02.2015 N 99).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Согласно пункту 2.4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 дополнительные требования должны предъявляться к участникам при осуществлении следующих закупок: "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей".
В соответствии с требованиями п. 2.4 приложения N 1 ПП РФ N 99 в качестве подтверждения опыта требуется наличие за наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Проанализировав раздел "преимущества, требования к участникам" Извещения и документацию электронного аукциона, за номером N 0519100001421000158, Комиссия установила, что дополнительных требований к участникам не установлено.
Исследовав содержание аукционной документации, Комиссия установила, что объектом закупки является "Выполнение работ по капитальному ремонту здания аэровокзала для филиала "Аэропорт "Байкит" ФКП "Аэропорты Красноярья" в 2022 году", цена контракта - 45 785 050,00 руб. Заказчиком установлен код позиции ОКПД2 41.20.40.900 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки".
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются при одновременном соблюдении двух условий (ч.2 ст.31 Закона N44-ФЗ):
- если проводится конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион. Правило справедливо и в отношении закрытых процедур;
- объект закупки имеет техническую сложность, а также носит инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер. Подробный перечень таких работ и услуг указан в Приложениях NN1,2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" указан конкретный перечень работ при которых устанавливается дополнительные требования к участнику, в частности "к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутацией".
Выполнение работ по капитальному ремонту здания аэровокзала для филиала "Аэропорт "Байкит" ФКП "Аэропорты Красноярья" в 2022 году относятся к работам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны выполнить подрядчики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требования соответственно заказчик обязан установить в документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация составлена с нарушением требований части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснений заказчика единственный участник закупки заявка которого признан соответствующей требованиям документации предоставил документы предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Стоимость представленного контракта участником закупки составляет 17 500 000,00 руб. Таким образом, стоимость контракта составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Таким образом, участник закупки соответствует требованиям действующего законодательства РФ
Комиссией не установлено, что указанное нарушение не позволило кому-либо подать заявку на участие в электронном аукционе, в том числе подателю жалобы. Также комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что оотсутствие, дополнительных требований в порядке Постановления Правительства N 99, наоборот расширяет круг потенциальных участников, тем самым обеспечивая принцип конкурентоспособности закупки.
На основании выше изложенного комиссия Красноярского УФАС России пришла к решению предписание не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Норма" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 31, статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы по жалобам и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица, заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Е.В. Куштысева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.А. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 декабря 2021 г. N 024/06/105-3272/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021