Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист - эксперт П.М. Зинкеев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Отдела имущественных и земельных отношений администрации Минусинского района (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Услуги по охране объектов недвижимости и имущества, находящихся в собственности муниципального образования Минусинский район Красноярский край" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
Рассмотрение жалобы проведено путем интернет-видеоконференции при отсутствии сторон, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Жалоба содержит следующие доводы: - "_заказчик незаконно установил в документации требовании о наличии у победителя закупки дежурного сотрудника с круглосуточным режимом работы (дежурного подразделения) в месте нахождения объекта Заказчика_". - "_заказчик незаконно установил в документации требование о согласовании с ним форменной одежды охранников_"; - "_в силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, или копии этих документов. Однако, заказчик не установил такого требования в закупочной документации_". |
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым аукционная документация соответствует требованиям закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 части 1. Статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки); копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Охранная деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" является отдельным лицензируемым видом деятельности.
Деятельность частных охранных организаций на территории РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Далее по тексту - Закон N 24871).
В соответствии со статьей 3 Закона N 2487-1 частным охранным организациям разрешено оказание 7 (семи) видов охранных услуг. Данный перечень охранных услуг является исчерпывающим и расширенном толкования не подлежит.
Видами охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона N2487-1 являются: 1) Защита жизни и здоровья граждан; 2) Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; 4) Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 указанного Закона.
Каждый из вышеперечисленных видов охранных услуг в соответствии с положением о лицензировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 имеет свои лицензионные требования.
В пункте 12 Положения о лицензировании указаны лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно: а) копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны; б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи; в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии; г) копия документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии пассивных средств защиты; д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных транспортных средств; е) копия заключения о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки; ж) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих стаж работы работников по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам; з) опись прилагаемых документов.
Как следует из положения о лицензировании для получения лицензии на оказание 7 (седьмого) вида услуг, руководитель соискателя лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются предусмотренные пунктами 11-13 Положения документы и опись прилагаемых документов.
Из вышесказанного следует, что для получения лицензии как на оказание 3 (третьего), так и на оказание 7 (седьмого) вида охранных услуг, соискателю требуется исполнить лицензионные требование в том в числе по наличию у него дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы.
При этом лицензионными требованиями устанавливается наличие круглосуточного дежурного подразделения не в каждом населенном пункте оказания охранных услуг, а одно круглосуточное дежурное подразделение у охранной организации.
Согласно части 3.1 ГОСТа "Р59044-2020 Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" дежурное подразделение охранной организации - структурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, выполняющее функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по контролю за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования).
Законодательство в сфере частной охранной деятельности более не возлагает никаких функций на дежурное подразделение.
Исходя из вышеизложенного, требование Заказчика о наличии у участника закупки круглосуточного дежурного подразделения в населенном пункте, где находятся объекты заказчика, является незаконным, как необоснованно предоставляющим преимущество частным охранным организациям, которые зарегистрированы в месте нахождения объектов Заказчика по отношению к частным охранным организаций из других городов и регионов.
При этом, Комиссия не установила, а также заказчиком не представлено доказательств наличия объективных обстоятельств, которые не позволяют иметь победителю закупки круглосуточное дежурное подразделение в населенном пункте отличном от местоположения заказчика.
Аналогичный вывод сделан комиссией при анализе требования заказчика о согласовании с ним исполнителем контракта форменной одежды охранников, поскольку законодательство в сфере охранных услуг (Закон N 2487-1) содержит исчерпывающий перечень требований к форменной одежде охранников: оказание охранных услуг охранниками одного охранного предприятия осуществляется в специальной одинаковой форменной одежде.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией установлено, что заказчиком нарушены требования части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при отсутствии установления требования о наличии в составе вторых частей заявок участников закупки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о необходимости изменения положений аукционной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том части 1 статьи 31, частей 1, 3 статьи 33, части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 указанного закона.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Обшества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Куштысева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
П.М. Зинкеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 декабря 2021 г. N 024/06/105-3268/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021