Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - Е.В. Куштысевой, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ОВЕН" на действия аукционной комиссии КГБУЗ "Боготольская межрайонная больница" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Аптечки и сумки санитарные для оказания первой помощи" (далее - аукциона), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319200069021000145, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено путем видеоконференцсвязи в присутствии представителей подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, что аукционная комиссия неправомерно признала заявку ООО "Оникс" соответствующей требованиям аукционной документации. Также податель жалобы указывает, что заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Заказчиком, представлены пояснения об отсутствии нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии и заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Аптечки и сумки санитарные для оказания первой помощи" (извещение N 0319200069021000145 от 26.11.2021).
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы предметом закупки является "Набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства 21.20.24.170-00000004".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность является лицензируемым видом деятельности.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в пункте 5.3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Информационной карты заказчик установил требования о наличии в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозку лекарственных препаратов для медицинского применения или перевозку лекарственных средств для медицинского применения в соответствии с п. 16, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с часть 6 статьи 69 закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2021 заявка участника закупки ООО "ОНИКС" признана соответствующей требованиям документации электронного аукциона.
Исследовав вторую часть заявки ООО "ОНИКС" комиссия установила, что общество во второй части заявки представило лицензию NФС-99-02-006642 т 06.07.2018 г. на вид деятельности "Фармацевтическая деятельность", а именно "Организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения) выполняемые работы, оказываемые услуги: - оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения; - перевозка лекарственных средств для медицинского применения; - хранение лекарственных средств для медицинского применения".
Из пояснений заказчика следует, что указанная в составе второй части заявки лицензию NФС-99-02-006642 т 06.07.2018 г. на вид деятельности "Фармацевтическая деятельность" соответствует аукционной документации на основании чего заказчик не видит в действиях аукционной комиссии нарушений положений Закона о контрактной системе.
Однако комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что согласно аукционной документации участник закупки в составе второй части заявки должен предоставить копию лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозку лекарственных препаратов для медицинского применения или перевозку лекарственных средств для медицинского применения в соответствии с п. 16, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Но из указанного выше следует, что лицензия NФС-99-02-006642 т 06.07.2018 г. представленная обществом на фармацевтическую деятельность, содержит только такой вид работ как перевозка лекарственных средств для медицинского применения, что соответствует только одному положению требуемой лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренные выше действия аукционной комиссии по признанию заявки общества соответствующей требованиям аукционной документации нарушают положения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается комиссией Красноярского УФАС России обоснованным.
В рамках внеплановой проверки Красноярским УФАС России установлено следующее нарушение закона о контрактной системе.
Как указано в статье 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как указано в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы заказчиком установлено требование о предоставлении копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозку лекарственных препаратов для медицинского применения или перевозку лекарственных средств для медицинского применения в соответствии с п. 16, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Пункт 16 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ говорит о лицензировании производства лекарственных средств, а пунктом 47 части 1 статьи 12 указанного закона - о лицензировании фармацевтической деятельности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", существует исчерпывающий перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность. В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения к ним относится:
1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения;
3. Хранение лекарственных препаратом для медицинского применения;
4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно пункту 17.7 Информационной карты объекту закупки присвоен код ОКПД 2 21.20.24.170. По данному коду аптечки и сумки санитарные для оказания первой медицинской помощи относятся к классу 21 "Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях", подкласс 21.2 "Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях", группа 21.20 "Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях".
Согласно статье 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствие с описанием объекта закупки в состав аптечек входят как изделия медицинского назначения, так и лекарственные средства, то есть по сути это медицинская укладка, в составе которой имеются лекарственные препараты. А для поставки медицинских укладок фармацевтическая лицензия необходима согласно Федеральному закону "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ и заказчик обязан установить требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
По смыслу статьи 506 ГК РФ, пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЭ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", торговая деятельность, связанная с поставкой товаров юридическому лицу для обеспечения его деятельности в качестве организации, не является розничной куплей-продажей и охватывается понятием "оптовая торговля".
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление.
Пунктом 1 Приложения к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение), в числе выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, предусмотрена оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения.
Поставка лекарственных средств медицинской организации для медицинского применения относится к оптовой торговле лекарственными средствами, в связи с чем поставщик должен иметь соответствующую лицензию.
Заказчиком в пункте 5.3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Информационной карты установил требования о наличии в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозку лекарственных препаратов для медицинского применения или перевозку лекарственных средств для медицинского применения в соответствии с п. 16, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как установлено комиссией предметом закупки является поставка наборов первой медицинской помощи, содержащих лекарственные средства.
Как указано выше заказчик устанавливает требования о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозку лекарственных препаратов для медицинского применения или перевозку лекарственных средств для медицинского применения.
Однако как следует из пояснений заказчика фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление.
На основании изложенного комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что заказчик установил излишние требования к участникам закупки в виде наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения. Поставка лекарственных средств медицинской организации для медицинского применения относится к оптовой торговле лекарственными средствами, в связи с чем, поставщик должен иметь соответствующую лицензию.
Как установлено в части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
На основании изложенного комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки, что нарушает положения части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Однако комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание на следующее. Согласно документам предоставленным на рассмотрение жалобы, заявка ООО "ОНИКС" содержала лицензию NФС-99-02-006642 от 06.07.2018 на вид деятельности "Фармацевтическая деятельность", а именно "Организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения) выполняемые работы, оказываемые услуги: - оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения; - перевозка лекарственных средств для медицинского применения; - хранение лекарственных средств для медицинского применения", что соответствует предмету закупки и потребности заказчика. Также на рассмотрении жалобы по существу представитель ООО "ОВЕН" сообщил, что общество не обладает лицензией на осуществление фармацевтической деятельности.
На основании выше изложенного комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание, так как выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "ОВЕН" обоснованной.
2. Аукционную комиссию нарушившей требования части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 31, статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Предписание заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Передать материалы по жалобам и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица, заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Куштысева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
А.В. Меньшикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 декабря 2021 г. N 024/06/105-3305/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021