Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в отсутствие сторон, уведомленных о месте и времени рассмотрения материалов РНП,
рассмотрев материалы Заказчика - КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" о включении сведений об ИП Федоров К.В. (далее - Поставщик, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
УСТАНОВИЛА:
17.12.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГКБУЗ здравоохранения "Центр травматологии ортопедии и нейрохирургии" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Федоров К.В. (далее - Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 04.05.2021 N 0340200003321003840 на поставку товара (номер извещения 0340200003321003840).
Согласно ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно документам, представленным Заказчиком, в связи с неисполнением ИП условий Контракта на поставку товара от 04.05.2021 N 0340200003321003840 по направленным заявкам, Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Рассмотрение материалов назначено на 24.12.2021 года, стороны извещены по адресам электронной почты. ИП явку представителя не обеспечил. 23.12.2021 года Поставщиком представлены пояснения по факту неисполнения Контракта, согласно которым Поставщик обязался поставить Заказчику рулон марлевый тканый, нестерильный бинт 7-м*14 см производства ООО "Лейко". Ввиду высокой загрузки производитель товара не смог изготовить необходимый Поставщику товар в согласованные сроки по заявкам, направленным Заказчиком, в кадровом составе Поставщика отсутствовали сотрудники, которые могли бы дать Заказчику развернутые объяснения о невозможности исполнения заявок. Указывает, что при исполнении Контракта действовал добросовестно. Документов, подтверждающих указанные факты Поставщиком не представлено.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
08.04.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321003840 и документация о проведении электронного аукциона на поставку товара - изделие медицинского назначения рулон марлевый тканый, нестерильный с начальной (максимальной) ценой 630000,00 руб.
04.05.2021 года по результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и ИП Федоров К.В. заключен контракт N 0340200003321003840 на поставку товара (далее - Контракт) на сумму 422100,00 руб.
Согласно п. 1.1. Контракта, Поставщик обязуется передать товары в соответствии со Спецификацией, являющейся Приложением к настоящему Контракту, Заказчику по адресу: 610048, г. Киров, ул. Московская, 163а, а Заказчик обязуется обеспечить принятие товара и его оплату.
Согласно п. 2.1 Контракта, поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 (десяти) календарных дней с момента направления заявки. Направление заявок осуществляется по факсу или электронной почте, указанным в разделе "Адреса и реквизиты сторон". Количество и объем заявок зависят от финансирования Заказчика, в силу чего Заказчик оставляет за собой право не выбирать законтрактованный товар в полном объеме, в случае отсутствия финансирования.
Согласно п. 3.1 Контракта, приемка товара производится комиссией Заказчика при условии предоставления надлежащим образом оформленных документов на товар, указанных в пункте 5.2. контракта. Приемка результатов поставки товара оформляется документом о приемке (акт о приемке товара), который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается руководителем Заказчика.
В соответствии с п. 8.1 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно п. 8.2 Контракта, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с п. 2.1 Контракта, Заказчиком 15.06.2021 года в адрес Поставщика по электронной почте направлена заявка на поставку Товара - рулон марлевый 7 м*14 см в количестве 9000 штук. Предельная дата для поставки Товара - 25.06.2021 года.
В установленный срок товар поставлен не был.
13.07.2021 года письмом N 2418 в адрес Поставщика направлена вторая заявка на поставку рулона марлевого в количестве 1200 штук.
Поставка Товара по заявке от 13.07.2021 года в установленные п. 2.1 Контракта, то есть до 23.07.2021 года, Поставщиком также не произведена.
Ввиду непоставки Товара по заявкам, Заказчиком в адрес Поставщика 19.07.2021, 31.08.2021 года были направлены претензии о начислении пени и штрафа в случае непоставки товара, а также о праве Заказчика принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в случае неисполнения условий заключенного контракта.
Ответов на претензии не поступало.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недоставками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения срока поставки товара.
На основании ст. 523 ГК РФ, п. 8.2 Контракта, 15.11.2021 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с направлением уведомления Поставщику от 15.11.2021 N 4029 о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Данное решение было направлено Заказчиком в адрес Поставщика по электронной почте 15.11.2021 года и получено им в этот же день, что подтверждается отчетом о направлении электронного сообщения, размещено в ЕИС 15.11.2021 года, направлено Поставщику по почте России 25.11.2021 года. Письмо было получено адресатом 25.11.2021 года, о чем Заказчику стало известно 06.12.2021 года согласно штемпелю на почтовом уведомлении.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В срок, установленный ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Поставщиком не предпринимались попытки поставить товар.
17.12.2021 года Решение о расторжении контракта вступило в силу, о чем также 17.12.2021 года Заказчиком была размещена информация в ЕИС.
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе при одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Документы направлены Заказчиком в Кировское УФАС России в установленные сроки - 17.12.2021 года.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Индивидуальным предпринимателем представлены письменные пояснения, согласно которым неисполнение контракта связано с высокой загрузкой производителя необходимого Заказчику Товара, а также с кадровыми проблемами самого Поставщика. Однако, Поставщиком не представлены документы, подтверждающие указанные обстоятельства, а принятие мер для надлежащего исполнения контракта (поиск иных поставщиков).
Таким образом, на момент заключения Контракта, в период его исполнения ИП не оценило свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность поставить Товар по заявкам Заказчика, а также на то, что Поставщиком предприняты все возможные меры для исполнения обязательств по Контракту.
Поставщик не поставил необходимый товар, на который рассчитывал Заказчик при заключении контракта, в установленный срок, не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Объективных доказательств невозможности исполнения контракта в полном объеме и в срок не представлено. Поставщик не представил документы, обосновывающие невозможность исполнения контракта, в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, в пределах срока, установленного ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Поставщиком не было предпринято действий по поставке товара по заявкам Заказчика от 15.06.2021, от 13.07.2021 года, что является существенным нарушением контакта, в соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ.
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Характер допущенного нарушения существенных условий Контракта (ненадлежащее выполнение принятых ИП обязательств по Контракту; избранная модель поведения индивидуального предпринимателя, характеризующаяся не проявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП Федоров Кирилл Викторович. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Недобросовестность поведения подтверждается также неоднократным включением данного поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (на момент рассмотрения материалов РНП в единой информационной системе об ИП ИНН , размещено 6 записей).
Таким образом, комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является обоснованным, в связи с чем, сведения об ИП Ф. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об индивидуальном предпринимателе Ф.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 декабря 2021 г. N 043/06/104-1107/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021