Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>,
<_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТендерПро" (далее - заявитель, Общество, ООО "ТендерПро") на действия Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заказчик, ТУ Росимущества в Омской области) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по реализации движимого имущества (в т.ч. изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Омской области" (извещение N 0152100007121000011) (далее - открытый конкурс, конкурс),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Общества (вх. N 12281э от 17.12.2021) на действия конкурсной комиссии заказчика, по мнению заявителя, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Жалоба также содержала доводы в части обжалования положений конкурсной документации.
Согласно части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Учитывая изложенное, доводы жалобы в части обжалования положений конкурсной документации Комиссией рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов конкурса следует, что 15.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0152100007121000011 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 100 000 руб.
02.12.2021 размещены разъяснения положений конкурсной документации.
08.12.2021 размещен протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, согласно которому на участие в закупке подано 2 заявки, все участники допущены до участия в конкурсе.
13.12.2021 размещен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, согласно которому заявка ООО "ТендерПро" признана не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Конкурс признан несостоявшимся.
14.12.2021 размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, согласно которому победителем признано ООО Аукционный дом "Сириус"
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя Комиссия установила следующее.
3.1. В жалобе заявителя указано, что конкурсной комиссией заказчика были допущены нарушения требований законодательства о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в конкурсе.
В жалобе заявитель, в частности указывает: "Решение Заказчика об отказе нашей организации в дальнейшем участии процедуры на основании отсутствия Лицензии неверно. Наличие данной Лицензии не может являться критически важным критерием для данного объекта закупки по следующим причинам: Объект Закупки: "Оказание услуг по реализации движимого имущества (в т.ч. изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Омской области".
Совершенно неясно, на каком основании для исполнения обязательств по данному предмету закупки Заказчик требует наличие лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.
Для исполнения обязательств по данному предмету Закупки наличия подобной Лицензии не требуется".
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 54.7 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе, заявка ООО "ТендерПро" признана конкурсной комиссией не соответствующей по следующим основаниям:
"Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, Федеральным законом N 44-ФЗ
Заявка участника конкурса ООО "ТендерПРО" не содержит следующий документ:
- документ, подтверждающий соответствие исполнителя требованиям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов".
Отсутствие в составе заявки указанного документа является нарушением требований пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; абзаца 1 п. 10. части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" конкурсной документации.
Согласно открытым данным ГИИС ДМДК (государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них) ООО "ТендерПРО" по состоянию на 13.12.2021 в ГИИС ДМДК не зарегистрировано".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 54.2 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту части 1 статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В извещении о проведении конкурса, а также в пункте 10 "Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ" раздела II "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" конкурсной документации заказчиком, в частности установлено: "Соответствие требованиям Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", постановления Правительства Российской Федерации 01.10.2015 N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями".
В пункте 13 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкция по заполнению" раздела II "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" конкурсной документации заказчиком, в частности установлено, что "Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые Заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным Заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии таких документов: документы, подтверждающие соответствие Исполнителя требованиям Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", постановления Правительства Российской Федерации 01.10.2015 N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями", а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Вместе с тем в нарушение пункта 2 части 3 статьи 54.2, пункта 4 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона о контрактной системе заказчиком не установлены какие именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, должны быть представлены участником закупки в составе второй части заявки на участие в конкурсе.
Из указанного выше, однозначно следует, что в конкурсной документации были указаны лишь ссылки на определенные нормативные правовые акты.
Относительно указания в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе основания признания заявки заявителя не соответствующей требования конкурсной документации, заказчиком указано на допущенную им техническую ошибку, выразившуюся в указании иных нормативных правовых актов, на основании которых была отклонена заявка ООО "ТендерПро".
При вышеуказанных обстоятельствах, учитывая, что заказчиком не установлено какие именно документы надлежало представить участникам закупки для подтверждения их соответствие требованиям в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", постановлением Правительства Российской Федерации 01.10.2015 N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями), Комиссия считает неправомерным решение конкурсной комиссии о признании заявки заявителя соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии заказчика допущено нарушение пункта 1 части 4 статьи 54.7 Федерального закона о контрактной системе.
В данной части довод жалобы заявителя в части неправомерного признания заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, признан обоснованным.
2. В жалобе заявителем указано: "Так как так как планируемый объём к реализации по отношению к предмету закупки меленький, мы как участник Закупки, которая проводиться согласно Федеральному закону о контрактной системе, имеем право привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично. Следовательно, имеем возможность привлечь исполнителя с Лицензией".
В соответствии со статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Вместе с тем положения проекта контракта, в силу части 2 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, не предусматривают право исполнителя привлечь для оказания услуг по договору соисполнителей.
Учитывая изложенное, Комиссия считает необоснованным довод жалобы заявителя о возможности привлечения в рамках данного конкурса соисполнителей на оказание услуг по реализации движимого имущества (в т.ч. изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней).
Однако при этом Комиссия отмечает следующее.
В силу статьи 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Объектом закупки является оказание услуг по реализации движимого имущества (в т.ч. изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Омской области".
Описание объекта закупки указано в Техническом задании (приложение N 1 к государственному контракту) (далее - Техническое задание).
При этом в техническом задании заказчиком указано: "Привлечение соисполнителей: Участник размещения заказа не вправе для оказания услуг по реализации имущества в процессе исполнения контракта привлекать соисполнителей".
Правовые основы, регулирующие отношения по обращению драгоценных металлов и драгоценных камней, установлены, в частности Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 41-ФЗ специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 41-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливает порядок ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052 утверждены Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, согласно пункту 2 которого, постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также определены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не подлежащие постановке на специальный учет. Кроме того согласно пункту 3, пункту 4 указанных Правил специальный учет осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оформляемый в порядке, утверждаемом Министерством финансов Российской Федерации. Постановку на специальный учет осуществляет федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации".
Из изложенного следует, что для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями требуется постановка на специальный учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, тогда как для реализации иного имущества какие-либо разрешительные документы не требуется.
Таким образом, действия заказчика, объединившего в один лот услуги, для оказания которых необходимы разрешительные документы, с услугами, которые может оказать лицо, не обладающее специальным разрешением, ведут к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, в действиях заказчика допущено нарушение требований, установленных в части 2 статьи 8, пункте 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ТендерПро" на действия ТУ Росимущества в Омской области при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной "Оказание услуг по реализации движимого имущества (в т.ч. изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Омской области" (извещение N 0152100007121000011) в части неправомерного признания заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.
2. На основании части 4 статьи 105, части 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе доводы жалобы ООО "ТендерПро" на положения конкурсной документации не рассматривать.
3. Признать в действиях Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и его конкурсной комиссии нарушение 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 54.2, пункта 4 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4 пункта 1 части 4 статьи 54.7 Федерального закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и его конкурсной комиссии, АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 декабря 2021 г. N 055/54.7-1258/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021