Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>;
<_>,
рассмотрев жалобу акционерного общества "Волжский дизель имени Маминых" (далее также АО "Волгодизельмаш", Общество, заявитель) на действия Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка судового дизель-редукторного агрегата на общей раме для т/х "ШС-2" пр. 81030" (извещение N 0352100012721000046) (далее - аукцион, электронный аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_>,
заказчика - <_.>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12278э от 17.12.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 09.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352100012721000046 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 3 920 000 руб.
20.12.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано две заявки, одному участнику отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы заявителя сводятся к тому, что техническим характеристикам "диаметр поршня, не более 150 мм; ход поршня, не более 190 мм; частота вращения коленчатого вала, не более 1000 об/мин", установленным заказчиком в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе соответствует конкретный дизель типа 6ЧН15/19 (модели Z615ZLC) завода-производителя Zichai Power Co., Ltd (Республика КНР), который вправе поставлять на территорию Российской Федерации исключительно ООО "Ремдизель" и связанные с ним организации, являющийся единственным дилером Zichai Power Co., Ltd.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки на любом этапе осуществления закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Объектом закупки согласно извещению и разделу II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе является поставка судового дизель-редукторного агрегата на общей раме для т/х "ШС-2" пр. 81030 (далее - раздел II документации об электронном аукционе).
В разделе II документации об электронном аукционе заказчиком установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из возражений заказчика, в частности следует, что предметом закупки является поставка судового дизель-редукторного агрегата на общей раме, который состоит из дизеля и редуктора, установленных на единой раме, с замкнутой системой смазки и охлаждения внутреннего контура, автоматическим поддержанием температуры воды и масла, элементами системы автоматизации дизеля.
Установление функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, указанных в разделе II документации об электронном аукционе обусловлено наличием проекта "Замена главного двигателя на самоходной шаланде "ШС-2" и "ШС-6" пр. 81030" N 81030/06-03".
На установку дизель редукторного агрегата была разработана документация, которая согласована с Российским Речным Регистром.
При этом заказчиком представлена информация о том, что осуществить агрегатирование и поставить уже готовый агрегат, соответствующий характеристикам, указанным в разделе II документации об электронном аукционе на территории Российской Федерации может не только ООО "Ремдизель", о чем свидетельствуют полученные ответы на запрос ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" от 21.12.2021 N 08-17/389, а также информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заказчиком представлены копии следующих писем:
- письмо ООО "Дизель Сервис" (исх. N 378 от 21.12.2021), согласно которому данное общество имеет возможность поставить дизель-редукторный агрегат ДРА220/1000(2,04-Л)-РД6191 на общей раме адаптированной под судовой фундамент с сертификатом Российского Речного Регистра с характеристиками, установленными заказчиком в разделе II документации об электронном аукционе.
Также ООО "Дизель Сервис" подтверждает свою готовность выполнить комплекс мероприятий по изготовлению дизель-редукторного агрегата по техническим условиям на агрегатирование, согласованным с Российским Речным Регистром в срок не позднее 01.04.2022.
- письмо ООО "Завод судовых двигателей "Ремдизель" (исх. N 448/12-Л от 21.12.2021), согласно которому Общество готово поставить судовой дизель-редукторный агрегат "ДРА220/1000(2,04-Л)-РД6191" производства ООО "Ремдизель" на базе двигателя серии 615 ZL за приемкой Российского Речного Регистра.
Из представленной заказчиком информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следует, что ООО "Алтайские моторы" также могут поставить судовой дизель-редукторный агрегат "ДРА220/1000 (Серия РД6000)".
При этом Комиссия отмечает, что допущенным к участию в электронном аукционе участником закупки ИП Камолкиным В.М. был предложен к поставке судовой дизель-редукторный агрегат ДРА220/1000(2,04-Л)-РД6191.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности доводов жалобы о том, что спорные позиции технических характеристик товара:
- соответствуют конкретному дизелю типа 6ЧН15/19 (модели Z615ZLC) завода-производителя Zichai Power Co., Ltd (Республика КНР);
- имеются иные модели дизель редукторных агрегатов, на установку которых разработана документация, согласованная с Российским Речным Регистром.
Заявителем жалобы в нарушение статьи 105 Федерального закона о контрактной системе также не приложены документы, подтверждающие доводы жалобы о том, что спорные позиции технических характеристик товара влекут ограничение количества участников закупки, при этом любое юридическое или физическое лицо не имеет возможности приобрести на территории Российской Федерации требуемый заказчиком товар и предложить его в своей заявке на участие в электронном аукционе.
Товар, требуемый заказчику, находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, а какие-либо достоверные сведения, позволяющие утверждать, что у заявителя нет возможности поставить заказчику товар, отсутствуют.
Кроме того, Комиссия отмечает, что закупка осуществляется не среди производителей дизель-редукторных агрегатов, а среди неограниченного круга поставщиков, имеющих возможность поставки товара различных или конкретных производителей.
При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу акционерного общества "Волжский дизель имени Маминых" на действия Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка судового дизель-редукторного агрегата на общей раме для т/х "ШС-2" пр. 81030" (извещение N 0352100012721000046).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Члены Комиссии |
<_> <_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 декабря 2021 г. N 055/06/33-1255/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021