На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" и в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 27.03.2020 N 82 проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ "Клиническая больница N1" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: закупки у единственных поставщиков на поставку медицинских изделий для реанимации; на поставку перчаток нитриловых; на поставку медицинских изделий и дезинфицирующих средств (контракты NN ЕП-П9-2021-61 от 30.11.2021; ЕП-П9-2021-59 от 30.11.2021; ЕП-П9- 2021-53 от 30.11.2021).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления)
провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
М.М. Кузьминой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя от государственного заказчика ФГБУ "Клиническая больница N1",
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком - ФГБУ "Клиническая больница N1" (далее - Заказчик) при проведении закупок у единственных поставщиков на поставку медицинских изделий для реанимации; на поставку перчаток нитриловых; на поставку медицинских изделий и дезинфицирующих средств (контракты NN ЕП-П9-2021-61 от 30.11.2021; ЕП-П9-2021-59 от 30.11.2021; ЕП-П9- 2021-53 от 30.11.2021).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что контракты заключены на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в целях предотвращения распространения на территории города Москвы коронавирусной инфекции.
Согласно п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В силу ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7).
В соответствии с совместным письмом Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020 N24-06-05/26578, N219-АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно письму Минфина России от 19.03.2020 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности" поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Управления отмечает, что заключение контракта у единственного поставщика в связи с распространением коронавирусной инфекции возможно при наличии причинно-следственной связи влияния данного обстоятельства на невозможность заключения контракта путем конкурентной процедуры, в том числе Заказчиком должна быть доказана невозможность прогнозирования наступления негативных последствий. Сам факт распространения коронавирусной инфекции не может служить достаточным основанием для заключения такого контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Распоряжением Управления делами Президента Российской Федерации Заказчику указано с 21.10.2021 перепрофилировать цокольный, 1 и 2 этажи хирургического корпуса для приема пациентов с признаками ОРВИ, внебольничной пневомнией и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19. Вне перепрофилизации инфекционное отделение в больнице отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при заключении им государственных контрактов NN ЕП-П9-2021-61 от 30.11.2021; ЕП-П9-2021-59 от 30.11.2021; ЕП-П9- 2021-53 от 30.11.2021 на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях ФГБУ "Клиническая больница N1" не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии Управления: |
|
М.М. Кузьмина |
|
|
А.С. Алексеева |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 декабря 2021 г. N 077/06/17-23231/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021