Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре Государственный университет" - Бойко Т.М. - по доверенности от 24.05.2021 N121,
в отсутствии представителей:
от индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А.) - уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечил,
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. и материалы дела N027/06/64-1696/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Норма"на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Спортивный корпус ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет", г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, д.27" (извещение N0322100014721000016).
В жалобе заявитель указывает на не соответствие положений аукционной документации требованиям Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, выразившимся в допущенных нарушениях Закона N44-ФЗ при описании объекта закупки, а именно:
1) неправомерно не применены ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона N44-ФЗ;
2) неправомерно объединена поставка товаров и выполнение работ по строительству в один лот.
На основании ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0322100014721000016 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационно системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 03.12.2021.
Объект закупки: выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Спортивный корпус ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет", г.Комсомольск-на-Амуре, пр.Ленина, д.27".
Начальная (максимальная) цена контракта: 254 792 284,00 рублей.
Дата начала срока подачи заявок - 03.12.2021.
Дата окончания срока подачи заявок - 16.12.2021.
Дата проведения аукциона - 16.12.2021.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен отзыв, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/64-1696/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В части доводов жалобы о необходимости установления ограничений и условий допуска иностранных товаров Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона N44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Заказчиком применительно к рассматриваемой закупке определен код ОКПД 41.20.40.000 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере образования".
Из доводов жалобы следует, что, по мнению Заявителя, Заказчик в нарушение Закона N44-ФЗ не установил в аукционной документации условие о необходимости применения положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Согласно п. 1 Приказа N126н установить следующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Вместе с тем, в приложениях N1, 2 к Приказу N126н отсутствует указание на ОКПД 41.20.40.000 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере образования".
Равным образом иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии со статьей 14 Закона N44-ФЗ, не содержат указаний на вышеуказанный объект закупки.
Таким образом, рассматриваемый довод жалобы признается необоснованным.
2. В части доводов жалобы о неправомерном объединении Заказчиком в один лот невзаимосвязанных функционально товаров, работ, услуг, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона N44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона N44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе; 3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона N44-ФЗ; 5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона N44-ФЗ; 6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями); 7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; 8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта; 9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона N44-ФЗ; 10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта; 11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе; 12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона N44-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 3 Технической частью определен вид работ: строительно-монтажные работы (СМР) и пусконаладочные работы (ПНР), наружные и внутренние инженерные сети, благоустройство.
Согласно локальному сметному расчету N02-01-09 определена сметная стоимость - 12 476,495 тыс. рублей, где: строительные работы - 132,038 тыс. рублей, монтажные работы - 781,391 тыс. рублей, оборудования - 9213,131 тыс. рублей.
В соответствии с локальным сметным счетом N02-01-09 в число поставляемого оборудования входит, в том числе: шкаф двухсекционный на скамье-подставке, шкаф для металлического инвентаря, офисный стул, стол рабочий кухонный, стол обеденный четырехместный, стол преподавателя однотумбовый, кушетка медицинская, тумба медицинская, холодильник фармацевтический ХФ, весы медицинские электронные ВЭМ, спирометр портативный, стеллаж металлический пристенный для магазина, витрина торговая большая, шурупы-саморезы, табло времени атаки ТВА N3, беговая дорожка KRAFT FITNESS PQ08, велотренажер Intenza 550Ubi, ворота мини-футбол/гандбол (передвижные), конь гимнастический маховый, принтер Xerox Phaser 6020 и тд.
Таким образом, в ходе исполнения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, помимо прочего, осуществляется поставка товаров.
Поскольку поставляемые товары и выполняемые работы образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, указанное приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ, образующим состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что в соответствии с протоколом от 16.12.2021 N0322100014721000016-1 электронный аукциона признан несостоявшимся, в связи с чем приходит к выводу предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норма" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре Государственный университет" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Спортивный корпус ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет", г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, д.27" (извещение N0322100014721000016) - обоснованной в части доводов о неправомерном объединении поставки товаров и выполнения работ по строительству в один лот.
2. Признать заказчика - ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре Государственный университет" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N 027/06/64-1696/2021 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 декабря 2021 г. N 7-1/614
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021